Сегодня в России около 200 школ с этническим компонентом. Среди них - азербайджанские, армянские, еврейские, литовские, китайские, корейские и русские. Об особенностях воспитания и образования детей в столичных этношколах в интервью РИА Новости рассказала директор средней общеобразовательной школы с этнокультурным корейским компонентом № 1086 Москвы, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук Нелли Эм.
- Нелли Николаевна, в чем принципиальные различия школы с этническим компонентом и обычной общеобразовательной?
- Ученики этношколы наряду с предметами обязательной базовой программы изучают историю, язык, культуру и традиции одного или нескольких народов. Как правило, этническому компоненту отводится от двух до шести часов в неделю. Например, в начальных классах у нас два часа корейского языка, в среднем звене – три. На занятиях по интересам дети также изучают особенности обеих культур.
- Когда и для чего были созданы школы с этническим компонентом в России?
- Первые такие школы появились после распада Советского Союза, когда для многих народов возникла необходимость вернуться к национальным корням, родному языку, при том, что основным языком в РФ был и остается русский. Начали создаваться национальные общественные организации, целью которых в первую очередь становилась самоидентификации нации.
Этношколы помогают ребятам из других стран адаптироваться к жизни в России, понимать ее культуру, язык, не забывая своих корней и сближаясь с детьми разных национальностей. Опыт показывает: все ребята растут коммуникабельными и дружелюбными.
В нашей школе учатся дети 50 национальностей, в основном это русские и корейцы, 12% – татары, узбеки, армяне, японцы, итальянцы, вьетнамцы. Занятия по всем предметам школьной программы ведутся на русском языке. Изучение корейской культуры идет во взаимосвязи с русской и культурами народов мира. Дети всегда могут рассказать о традициях и обычаях своего народа, его праздниках, а нравственные ценности у всех общие: уважение к старшим, доброе отношение друг к другу, взаимопомощь. Это, по сути, стирает барьеры между национальностями.
- Официально в этношколы принимают детей всех национальностей, но негласно набор во многих из них идет по национальному признаку…
- Действительно такие примеры есть. Во многом это объясняется тем, что традиции некоторых народов особенно тесно связаны с религией.
К примеру, в одной из русских школ утром дети молятся в православной церкви. Вряд ли родители-мусульмане отдадут туда учиться своего ребенка. В некоторых школах учителя и дети разговаривают на своем родном языке. Если какой-то ребенок его не знает, он будет чувствовать себя неуютно.
У нас говорят на корейском только на языковом уроке. В остальное время - на русском, как и во многих школах, подобных нашей, и это также объединяет детей.
Я считаю, что так и должно быть, ведь школы с этническим компонентом обучения призваны воспитывать не национальный, а гражданский патриотизм. И большая часть таких школ – это российские государственные учреждения.
- Способствуют ли школы с этническим компонентом решению проблемы межнациональных отношений?
- Да, если в школе по-настоящему международный состав учеников и администрация не концентрирует внимание детей на определенной национальности. Идея создания этношкол – научить ребят не делать различий между людьми по национальному признаку, знать свою культуру, историю и уважать традиции других народов. Это сложно осуществить, если школа замкнута в рамках одной национальности. Надо понимать: дети не будут учиться в таком заведении всю жизнь. Их надо готовить к выходу во внешний мир, а вузов с этническим компонентом в России нет.
- Что из опыта школ с этническим компонентом стоило бы использовать в практике обычных столичных школ?
- В начальной школе на уроках истории и географии в среднем звене необходимо больше рассказывать о других народах, их культуре, традициях. Это всегда познавательно, расширяет кругозор.
Сегодня большинство московских школ многонациональные. Поэтому необходимо, чтобы сами педагоги были готовы учить всех детей и относиться к ним одинаково хорошо независимо от национальности. Нередко ученики дразнят своих иностранных одноклассников, которые, например, плохо говорят по-русски, а учителя игнорируют такие случаи. Или, что еще хуже, сами резко высказываются в адрес таких учеников, подчеркивая их национальное происхождение и отличие от русских. Это недопустимо. Дети, видя подобное отношение, мгновенно перенимают его.
Я уверена: плохих детей нет, есть плохие преподаватели. Нужно просто подобрать к ребенку ключик. Русский он или другой национальности, трудный, прилежный, здоровый, больной, ко всем детям можно найти подход, относиться доброжелательно. И, обыгрывая даже небольшие удачи ребенка, совсем не сложно дать ему стимул учиться лучше.
Материал подготовила Мира Агаева (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости