Научная общественность в последние годы все чаще обсуждает вопрос о возрождении науки в университетах. Одна из форм, предложенная Государственным университетом - Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) - научно-учебная лаборатория (НУЛ). О том, как она работает, в интервью РИА Новости рассказывает директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ, заведующая лабораторией институционального анализа экономических реформ Мария Юдкевич.
- Мария Марковна, пять лет назад в вузе появилась первая научно-учебная лаборатория. С какой целью она создавалась?
- Задача была - создать для студентов, аспирантов и молодых преподавателей-исследователей кооперативную среду, стимулирующую заниматься академической деятельностью.
Лаборатория должна была стать той точкой роста академической среды, где молодежь с последних курсов университета начинала бы подключаться к реальным научным исследованиям в качестве полноценных участников содержательной части проектов.
- Но ведь есть кафедры…
- Традиционно кафедра воспринимается более как образовательная единица. Там ведутся исследования, но не везде сформировалась питательная демократическая среда, в которой молодежи было бы интересно заниматься наукой.
Идея лаборатории в том, что молодой ученый не просто получает наставления и поддержку от научного руководителя, а является участником постоянной дискуссии людей со схожими целями и задачами.
Первые лаборатории так и создавались: возникала инициативная группа молодых преподавателей - амбициозных, с идеями, готовых к их реализации. Сейчас НУЛов около двадцати, на многих факультетах.
- Закреплен ли студент строго за НУЛом «своего» факультета?
- В нашей лаборатории мы стараемся не ограничиваться сугубо экономическими дисциплинами и привлекаем к работе студентов с различных факультетов.
Сейчас в лаборатории работают экономисты и социологи. На стыке дисциплин, когда в сознании нет зашоренности и возникают хорошие точки кооперации, ребята приобретают знания в смежных областях, могут делать междисциплинарные проекты.
Скажем, готовится исследование на экономическую тему, а социологи помогают разрабатывать инструментарий, на основании которого собираются эмпирические данные.
Менеджеры не только участвуют в подготовке аналитических отчетов, но выступают руководителями, приобретая практические навыки в управлении академическим проектом.
Вот сейчас идет проект по исследованию новой системы оплаты труда в школах. Ребята с факультета социологии формулировали для нас вопросы анкет, участвовали в сборе данных. Экономисты анализируют данные, а отчет те и другие пишут вместе.
- Есть ли заказчики у проектов? Соотносятся ли проекты с потребностями реального сектора экономики?
- Научная деятельность большинства лабораторий осуществляется по проектам Центра фундаментальных исследований университета. Если тот или иной факультет считает, что имеет силы создать собственный НУЛ, он выступает с инициативой, и в течение первого года финансово поддерживает новое подразделение. Затем лаборатория получает либо внешние гранты, либо проекты в рамках Центра фундаментальных исследований. Эти исследования сочетают фундаментальную научную деятельность и некоторые экспертные разработки. Несмотря на большую учебную составляющую лаборатории, ее проекты вполне конкурентоспособны на рынке.
Практическая составляющая в работе НУЛов может как быть, так и отсутствовать. Для проектных вещей, связанных с реальным сектором экономики, есть другой инструмент - проектно-учебная лаборатория. Там реализуются проекты для внешних заказчиков.
Как раз сейчас в ГУ-ВШЭ идет конкурс на создание новых проектно-учебных групп. Основная идея такой формы работы в том, чтобы у студентов была возможность совместить участие в проекте от реального сектора с продолжением системного обучения в вузе без ущерба для успеваемости.
- Как реализуются результаты проектов? Какие дивиденды получают “нуловцы”?
- По результатам исследования публикуются статьи в академических журналах. Коллективы лабораторий выступают на конференциях в России и за рубежом, завязывают партнерские отношения, получая возможности для реализации новых идей.
Лаборатории проводят научно-учебные семинары: для человека, занимающегося наукой, очень важно получать отдачу в виде обсуждения его идей всем сообществом - и новичками, и состоявшимися учеными.
Наконец, в рамках НУЛа можно написать курсовую и далее дипломную работу, и эта работа будет результатом участия в реальном проекте, а не просто учебным упражнением.
За свои работы студенты получают финансовое вознаграждение, а некоторых из них лаборатория берет в штат.
- Насколько практика НУЛов может быть заимствована? Есть ли удачные примеры?
- Университетская общественность следит за нашей деятельностью, я слышала об инициативах создания подобных лабораторий в других вузах, и мы надеемся в будущем развернуть программу академической мобильности, результатом которой станет создание сети активно действующих молодых исследователей.
Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости