Рейтинг@Mail.ru
Битва под Москвой: истоки победы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Битва под Москвой: истоки победы

© РИА Новости / Александр Устинов | Перейти в медиабанкВыиграв битву, Красная армия оттеснила противника от столицы СССР на 100-250 км, устранив непосредственную угрозу Москве и окончательно сорвав планы блицкрига.
Выиграв битву, Красная армия оттеснила противника от столицы СССР на 100-250 км, устранив непосредственную угрозу Москве и окончательно сорвав планы блицкрига.
Читать ria.ru в
Дзен
5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. Выиграв битву, Красная армия оттеснила противника от столицы СССР на 100-250 км, устранив непосредственную угрозу Москве и окончательно сорвав планы блицкрига.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. Выиграв битву, Красная армия оттеснила противника от столицы СССР на 100-250 км, устранив непосредственную угрозу Москве и окончательно сорвав планы блицкрига.

Контрнаступление советских войск стало вторым этапом битвы, которому предшествовали тяжелые оборонительные бои. Битва началась 30 сентября 1941 года, когда немецкие войска перешли в наступление. План нацистов предусматривал мощными ударами крупных группировок, сосредоточенных в районах Духовщины (3-я танковая группа), Рославля (4-я танковая группа) и Шостки (2-я танковая группа), окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы. После этого танковые группы должны были обойти Москву с севера и юга, обеспечив ее окружение и захват.
На первом этапе противник добился успеха. Уже 3 октября передовые танковые части немцев вошли в Орел, пройдя 200 километров за трое суток. 6-7 сентября основные силы Брянского фронта были отрезаны.

Продвижение немцев удалось замедлить под Мценском, где они столкнулись с резервами Ставки верховного главнокомандования (ВГК). Боевое крещение под Мценском получила 4-я танковая бригада РККА под командованием Михаила Катукова, одного из самых прославленных танковых командиров Второй Мировой. Вскоре за бои под Мценском бригада будет удостоена гвардейского звания.

Немцам удалось добиться успеха и на другом направлении, под Вязьмой, где вели наступление главные силы группы армий «Центр». 6-7 октября в кольце окружения оказались войска двух фронтов – Западного и Резервного. Советские войска пытались прорваться, однако выйти к своим удалось очень немногим. В плен попали многие десятки тысяч человек, включая командармов генерал-лейтенанта Лукина (19-я армия) и генерал-майора Вишневского (32-я армия).

Быстрое продвижение противника к Москве вызвало панику в городе – многие были убеждены, что столицу скоро захватят. 15 октября началась эвакуация города. Столицу наполнили панические слухи о бегстве руководства страны. 16 октября город был охвачен всеобщей паникой. 19 октября Москва оказалась на осадном положении.

16 октября началось генеральное наступление немцев на Волоколамском направлении. Здесь в оборонительных боях особо отличилась 316-я стрелковая дивизия генерала Панфилова. Несмотря на то, что воспетый в советской литературе подвиг 28-ми героев-панфиловцев, в общем, был вымыслом – немцев в бою у разъезда Дубосеково останавливал отнюдь не один взвод из состава 1075 полка, а второй батальон этого полка в полном составе, героями справедливо считать весь личный состав дивизии. Панфиловцы значительно замедлили продвижение противника, и нанесли ему тяжелые потери. Бои на Волоколамском направлении продолжались почти 2 недели.

Подвиги совершали и другие дивизии. В окрестностях села Бородино, в том числе и на историческом поле Бородинского сражения 1812 года, покрыла себя славой 32-я стрелковая дивизия Полосухина, отразившая удар 40-го моторизованного корпуса противника.

Каждый новый километр давался противнику все труднее – сказывалось повышение эффективности обороны по мере продвижения к Москве, параллельно с ослаблением немецких войск. Дополнительным фактором, влияющим на ход боевых действий, стала распутица. Советские войска, имея в тылу мощный железнодорожный узел меньше страдали от нее, чем немцы, которым приходилось в большей степени опираться на автотранспорт, причем с каждым километром продвижения плечо перегона росло, в то время как для советских войск – уменьшалось. Затруднился и маневр резервами, что также осложнило немцам развитие наступления.
К концу октября бои шли в 80-100 километрах от Москвы. На юге советские войска обороняли Тулу, не давая немцам обойти оборону столицы с фланга.

Значительную роль в обороне города сыграл парад 7 ноября 41 года на Красной Площади, ставший мощным

пропагандистским фактором. Парад продемонстрировал готовность советского руководства защищать столицу, и развеял слухи о его бегстве.

При подготовке парада принимались беспрецедентные меры безопасности, а ПВО Москвы была значительно усилена – любой прорвавшийся немецкий бомбардировщик мог сотворить катастрофу. Парад планировалось провести при любой погоде, но, на счастье, в тот день она была полностью нелетной – метель, туман, что исключало возможность воздушного налета на Москву.

Большого труда стоило собрать для участия в параде бронетехнику, в которой остро нуждался фронт. В итоге положение спасли свежесформированные танковые части, которые еще не успели попасть на фронт. Батальон тяжелых танков КВ-1 прибыл для участия в параде прямо с завода, причем доукомплектование танков проводилось уже в пути, на железнодорожных платформах.

Для немцев военный парад в Москве стал неприятной неожиданностью, а его широкое освещение во всем мире, в том числе и на оккупированных территориях, через листовки и радиовещание, стало одним из первых серьезных «информационных» поражений Германии в этой войне. Немецкое командование неоднократно обещало взять Москву до наступления морозов и провести на Красной площади свой парад, и это обещание оказалось пустышкой.

К этому времени под Москвой уже установились морозы, и распутица перестала быть сдерживающим фактором.

15-16 ноября немцы возобновили наступление. В конце ноября противнику удалось овладеть районом Клин, Солнечногорск, Истра, выйти к каналу Москва—Волга в районе Яхромы и занять Красную Поляну (в 27 км от Москвы). Дальнейшему продвижению немцев на северном направлении помешал сброс вод из Истринского, Иваньковского водохранилищ и водохранилищ канала имени Москвы. К концу ноября силы вермахта были окончательно исчерпаны. Одиночные попытки продвинуться на том или ином направлении успеха не имели.
К началу декабря советское командование уже сосредоточило за линией фронта стратегические резервы, включавшие в том числе сибирские и дальневосточные дивизии. Переброска частей с Дальнего востока на фронт стала возможной после того, как советская разведка достоверно установила факт подготовки японцев к нападению на США с соответствующей переориентацией главных сил на южное направление.

5 декабря в контрнаступление перешел Калининский фронт генерал-полковника Конева. 6 декабря – Западный фронт генерала армии Жукова, и Юго-Западный маршала Тимошенко. 8 декабря Гитлер подписал директиву о переходе Вермахта к обороне на всем советско-германском фронте. В ходе советского контрнаступления под Москвой были проведены несколько частных операций на различных направлениях, в ходе которых противник был выбит с занимаемых позиций. Немецкие войска ожесточенно сопротивлялись, повинуясь изданному 16 декабря «стоп-приказу» Гитлера, предписывавшему удерживать позиции «до последнего солдата», однако выполнить его не удалось. 19 декабря за отступление из-под Москвы был смещен генерал-фельдмаршал фон Браухич, командующий сухопутными войсками. Эту должность занял лично Гитлер. В тот же день был снят с поста командующий группой армий «Центр» гнерал-фельдмаршал фон Бок, которого сменил генерал-фельдмаршал фон Клюге.

Значительную роль в битве за Москву на обеих ее стадиях – оборонительной и наступательной – сыграла новая техника РККА, появлявшаяся на фронте все в больших количествах. Танки Т-34 и КВ, истрбители Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2, новые артсистемы и другие виды техники, хотя еще и страдали от детских болезней, но при грамотном использовании уже представляли серьезную угрозу для врага. Появились и первые образцы техники, поставленной союзниками по ленд-лизу. Для поражения противника с воздуха использовались новые боеприпасы – ротативно-рассеивающие авиабомбы (РРАБ, прообраз современных кассетных бомб) и выливные авиаприборы (ВАП) под белый фосфор, резко повысившие эффективность действия авиации по наземным целям. В ПВО столицы, помимо новых истребителей, использовались и новые средства обнаружения и целеуказания – радары, сеть которых покрывала окрестности Москвы, позволяя загодя обнаруживать противника. Оттачивались и новые организационно-штатные формы механизированных войск – танковые бригады, проявившиеся себя гибким и подвижным инструментом, уже позволяли успешно противостоять немецким механизированным частям на тактическом и отчасти оперативном уровне.

Однако советские войска еще не обладали большим опытом наступательных операций, а в составе РККА отсутствовали танковые соединения класса «армия», способные осуществлять стратегические прорывы. В результате РККА не удалось окружить крупные силы противника, довольствуясь их оттеснением.

Однако успех московской битвы переоценить сложно. На несколько месяцев Вермахт лишился свой главной силы – три из четырех танковых групп понесли тяжелые потери и были вынуждены переформировывать свои дивизии.

Миф о непобедимости врага был развеян, а война приобрела затяжной характер, не оставлявший Германии шансов на победу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала