Седьмого декабря в молдавском парламенте пройдут повторные выборы президента страны. Единственным кандидатом на эту должность является лидер демократической партии, экс-спикер парламента Мариан Лупу. Это его вторая попытка стать президентом. Первая состоялась 10 ноября и закончилась безрезультатно, так как за него проголосовали только 53 депутата из 101. Для избрания президента необходим 61 голос. Коммунисты, которые обладают 48 мандатами, отказались тогда голосовать за Лупу.
В канун дня выборов Марианн Лупу рассказал в эксклюзивном интервью главе представительства РАМИ РИА Новости в Кишиневе Владимиру Новосадюку о Своем видении сегодняшней ситуации в Молдавии, первоочередных задачах, которые он намерен решать, если будет избран президентом страны.
- В политической разноголосице, царящей в последние дни, предшествующие повторным выборам президента Молдовы, меня, не скрою, поразило Ваше четкое заявление: «Я молдованин и не буду отмечать национальный праздник Румынии».
В этом контексте вопрос – Ваше отношение к проблеме румынизации населения Молдовы и к позиции нынешней власти Румынии, которая неоднократно заявляла о возможном объединении двух стран?
- Во-первых, я бы не стал пользоваться в этом случае такими «броскими» словами, как, например, «проблема румынизации» и т.п. Напряжение вокруг этой и подобных тем надо постепенно снимать, обсуждать их в более спокойном русле. Молдова маленькая страна с небольшой территорией, немногочисленным населением, с открытой синтетической культурой и невеликим влиянием на окружающий ее мир. Зато сама она (в силу упомянутых факторов и др.) постоянно находилась и находится под различными, зачастую разнонаправленными влияниями со стороны миров, которыми окружена: с северо-востока мир славянский (православный), с юга – тюркский (культура во многом детерминированная исламом), с запада – мир католическо-протестантский, мир полиэтнизма, многокультурности. Румынию и ее влияние я не выделяю в отдельную категорию, она находится примерно в таком же положении, как и Республика Молдова, будучи подвергнута такому же культурному прессингу. Быть постоянно в процессе культурных трансформаций, спровоцированных из вне, характерно не только для Молдовы. Мы в этом смысле просто ярчайший пример.
Переходя в плоскость политической лексики, хочется еще раз напомнить, что результаты переписи 2004 г., прошедшей, в общем , в соответствии с международными нормами и требованиями, показали «глубину» румынизации в Республике Молдова. Она не велика. Постоянный ажиотаж вокруг т.н. румынской «угрозы» искусственно поддерживался и стимулировался пропагандой ПКРМ, использовался ею в качестве технологии для мобилизации определенной части избирателей. От этого надо отказываться.
Что же касается возможного объединения Республики Молдова и Румынии, я не вижу предпосылок к этому. То, что об этом говорят какие-то люди, в т.ч. некоторые политики в Румынии и в Молдове, не вызывает у меня удивления и беспокойства. В демократии нет вопросов, о которых нельзя говорить.
Да, есть проблемы с преподаванием истории, с названием языка, с идентификацией населения и пр. Однако, все они второстепенны (даже третьестепенны) по сравнению с проблемами, связанными с модернизацией страны, функционированием демократических институтов, преодолением нищеты, безработицы, правового беспредела и т.п.
В вопросе получения румынских паспортов надо понимать, что это проблема скорее официального Кишинева (а не Брюсселя или Бухареста), проблема властей, политического класса, которые довели страну и людей до того, что они массово стремятся получить гражданство других государств. С требованиями Евросоюза все это связано только в том смысле, что за двадцать лет нам не удалось модернизировать страну, приблизить ее к европейским нормам жизни в такой степени, которая позволяла бы нашим гражданам ездить в Европу без виз.
Проблемы в нас. Мы прекрасно научились экстернизировать вину (располагать ее вне самих себя) за все наши провалы. Поэтому мы там, где мы есть. Надо научиться ставить правильные диагнозы, определять действительно важные приоритеты, тогда нас всякие «измы» беспокоить будут меньше.
- Молдавия, как Вы сами выразились, – страна небольшая, волею судьбы оказавшаяся в буферной зоне между странами Североатлантического альянса и государствами СНГ. Ваши последние визиты в Москву и Брюссель – это дань политике равноудаленности или равносближения?
- Вы знаете, так и хочется сказать - это наш фирменный стиль, это традиционный (уже) подход, правильное поведение представителя страны, сильно зависимой от соседей, от партнеров, от происходящего вокруг нее. Действительно большинство руководителей Молдовы разного ранга всегда проводили политику некоего равновесия между Востоком и Западом, однако все это происходило в режиме реакции на внешние инициативы. Поэтому и результаты не очень-то впечатляют. Я сторонник проактивной внешней политики, Молдова сама должна сформулировать свои национальные интересы, геополитические преимущества в комплексном взаимодействии на международной арене и добиваться достижения своих целей. Тогда нас заметят, будут с нами считаться, проявят к нам реальный и активный интерес.
Наверное, пришло время отказаться от известной всем концепции «моста» между Западом и Востоком. Мост – это всегда нечто подвешенное, находящееся «между». Не знаю, адекватное ли это качество для такой страны, как Молдова? У нас был достигнут национальный консенсус (единственный пока, к сожалению) по поводу магистрального направления развития страны – это европейская интеграция Молдовы, Для выбора пути ее достижения, видно, нужен еще один консенсус. Мы - часть европейского мира и должны принадлежать ему как де факто, так и де юре. Специфика наша не в том, что мы «мост» между двумя мирами, а в том, что принадлежа к одному из них, мы, как никто другой, проникнуты спецификой, пониманием, проблемами второго. Мы готовы и можем способствовать, кстати, лучше других, сотрудничеству и взаимопроникновению этих двух больших миров.
В этом смысле то, за что выступаю я, можно назвать (с определенным допущением) политикой равносближения.
- Россия – стратегический партнер Молдавии. Видите ли Вы какие-то новые направления прорыва в двусторонних отношениях наших стран, которые могут позволить выйти российско-молдавскому сотрудничеству на новый уровень? Я имею в виду, в частности, с ЕврАзЭС, в работе которого Молдавия пока участвует только в качестве наблюдателя, членство в Таможенном союзе…
- На постсоветском пространстве идут разноскоростные, и отличающиеся по интенсивности и глубине интеграционные процессы: СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Союз России и Беларуси и пр. – все они важны и по-своему интересны. Молдова является членом СНГ практически с самого момента его возникновения. Судьба этой организации никогда не была безразлична Кишиневу, мы не раз выступали с инициативами по реформированию Содружества, его институциональному развитию. Хочу подчеркнуть, что будем это делать и впредь. Превращение СНГ в современную, хорошо функционирующую, интересную и нужную для ее членов и других партнеров региональную организацию, станет залогом успеха интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Что касается ЕврАзЭС и Таможенного союза, - тут надо не забывать, что в политике география зачастую имеет решающее значение: входить в таможенный союз со странами, с которыми у тебя нет общих границ, – это подход, скажем так, далеко не традиционный. Первые документы о создании союза были подписаны еще в далеком 1995 году, начало работы Таможенного союза (только для трех стран) ожидается в 2010 г. Посмотрим, как все это будет действовать. Мы члены СНГ – организации с огромным количеством нерешенных проблем, преодоление которых мы желаем всей душой. Вступать в другую структуру, где проблем хватает, и решаются они также не очень оперативно,- стоит ли?
Я думаю, что Молдова гораздо интересней партнерам из ЕврАзЭС не в качестве полноправного члена Таможенного союза, а в качестве дружественной страны со статусом ассоциированного или полноправного члена Европейского Союза, умело использующего потенциал и возможности, исходящие из этих двух зон свободного передвижения товаров, услуг, денег и людей.
- Как говорил царь Соломон, – все проходит, ничего не проходит. Случившиеся в Молдавии в этом году политические катаклизмы – беспорядки 7 апреля, яростное противостояние между коммунистами и либерально-демократической коалицией, Ваш выход из Партии коммунистов и переход в демократическую партию, лидером которой Вы стали, и многие другие события, разделившие население страны на два противоборствующих лагеря, просто так не забудутся.
Если депутаты выберут Вас президентом страны, что Вы намерены предпринять, чтобы в Молдове утихли политические страсти, чтобы ее жители чувствовали себя в безопасности, а жизнь их стала спокойной и достойной?
- В нашей стране роль президента (при его полномочиях, статусе и ожиданиях населения) - это роль объединителя. И тут я имею в виду не только реинтеграцию приднестровского региона в Республику Молдова (это одна из важнейших наших задач, в т.ч. главы государства), а задачу объединения нашего общества, разделенного взаимной ненавистью, злобой и недоверием, искусственным нагнетанием напряженности вокруг проблем из нашего молдавского, так называемого, «национального» арсенала: язык, история, идентичность и пр. Перед нами действительно серьезные задачи: преодоление последствий экономического кризиса, европейская модернизация страны, – как можно решать задачи такого масштаба, когда население потеряло веру в собственное государство, массово эмигрирует из страны, политический класс находится в постоянном противостоянии? Нам нужен широкий политический консенсус по действительно важным для страны вопросам, как это происходило в других странах, где оставаясь оппонентами, политические партии договаривались о главных направлениях развития страны, которые остаются неизменными вне зависимости от смены власти. Нужна политическая культура, позволяющая договариваться в самых непростых ситуациях. В демократии нормально управлять публичными делами, государством можно только через диалог, компромиссы. Время авторитаризма прошло - так уже не будет, не должно быть.
Ошибаются те, кто считают, что Лупу будет опять всех примирять, сглаживать углы и т.д. Я не собираюсь никого мирить или превращать из врагов в друзей, или из оппонентов в партнеров – этого не будет. Чего я буду добиваться, так это того, чтобы при всех сохраняющихся разногласиях, принципиальных позициях и пр. и пр., политики научились бы, проявляя толерантность и терпение, договариваться друг с другом во имя страны и людей. Новая политическая культура будет способствовать преодолению раскола в нашем обществе, возращению доверия людей к молдавскому государству. Это главная предпосылка развития страны, ее модернизации. Мои первые действия будут нацелены на это.
У нас страна с очень ограниченными ресурсами - природными, материальными, финансовыми, институциональными, интеллектуальными и прочими. Многие годы мы и эти скудные ресурсы растрачивали на второстепенные задачи и приоритеты. Сейчас главное все силы и ресурсы направить и сконцентрировать на основных направлениях развития Молдовы. Только в этом случае нас ждет успех.
Какие это примет конкретные формы? Скажу так, не открывая всех секретов, по самым главным направлениям модернизации страны под моим личным контролем уже работают профессиональные экспертные группы. Результаты их работы, предложения гражданского общества, национальных и международных экспертов лягут в основу целого ряда президентских программ по выводу страны из кризиса. При этом надо заметить, что они нацелены на поддержку, улучшение качества работы правительства, парламента, центральных и местных публичных органов по модернизации страны. Какие формы примут эти президентские инициативы я обнародую, если стану президентом страны.