Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Сегодня ушел из жизни великий русский актер Вячеслав Васильевич Тихонов. Да, ему был 81 год, последнее время он тяжело болел, и все равно поверить в то, что его нет, очень тяжело. Потому что мы росли на его фильмах.
Его первая же роль, Володи Осьмухина в картине «Молодая гвардия», была удостоена Сталинской премии, однако всерьез зритель узнал о нем после роли дерзкого и неуёмного тракториста из «Дело было в Пенькове», а полюбил в исполнении романтического и мужественного князя Андрея Болконского в «Войне и мире». А
потом были строгий, но очень настоящий учитель из «Доживем до понедельника», полковник Млынский из «Фронт за линией фронта», Бог из «Андерсен. Жизнь без любви» и многие другие киноперсонажи.
Он, родившийся в семье механика ткацкой фабрики и воспитательницы детского сада, в детстве стеснялся выходить на сцену даже в самодеятельности и в итоге стал актером безо всякого «блата». Тихонов мог играть самые разные роли – от деревенского парня до аристократа, от рядового солдата до учителя, от мичмана до разведчика.
Несмотря на свое «пролетарское» происхождение, он заметно выделялся своим особым, несоветским обликом и внутренней сутью и в начале карьеры, когда в кино главными были образы рабочих и коммунистов, даже хотел уйти из профессии, чтобы не играть плоские, ходульные персонажи.
Но главной ролью, которая сделала Вячеслава Тихонова по-настоящему народным артистом, стал, конечно, Штирлиц, он же полковник Максим Исаев в фильме «Семнадцать мгновений весны», где его герой – яркое и точное воплощение интеллекта и не показного мужества перед лицом сложнейших испытаний. Актер, которому было 13 лет, когда началась Великая Отечественная война, вложил в эту роль всего себя.
Сам он определял успех этой роли балансом между вымыслом и фактом, между жесткостью и жестокостью, лирикой, в которой нет сантиментов, отсутствием шаблонной бесспорности правильных и неправильных поступков. Несмотря на то, что это фильм о войне, в нем нет озлобления, а есть тема личности, которая остается самой собой на фоне страшнейших событий ХХ века.
За все время существования отечественного кино герои лишь нескольких фильмов удостоились чести стать героями анекдотов: Василий Иванович, поручик Ржевский - и Штирлиц, в котором зритель увидел себя
родимого, которому каждый день приходится вращаться в кругу таких вот добродушных, но крайне опасных мюллеров. Стать частью фольклора («лучше семнадцать мгновений со Штирлицем, чем всю жизнь с мужем») – дорогого стоит. Это, наверное, и есть настоящая народная любовь. А теперь и память.
Экран не обманешь. Зритель инстинктивно чувствовал, что за сдержанностью и некоторой закрытостью Тихонова кроется очень добрый и скромный человек с большим чувством юмора. Он как-то вспоминал с улыбкой в одном интервью, что когда стало плохо с сердцем, его привезли в военный госпиталь, где при заполнении врачом медицинской карты случилась забавная сцена: «Фамилия, имя-отчество?» Я говорю: «Тихонов, Вячеслав Васильевич». Он спрашивает дальше: «Воинское звание?» «Штандартенфюрер», - отвечаю. Доктор поднял глаза, вгляделся: «Ох, извините, не узнал...».
Он всегда укрупнял любые роли собой, своею личностью, невольно придавая своим персонажам черты душевно прекрасного человека. Не случайно народный артист СССР Лев Дуров назвал его «единственной звездой из всего мужского актерского сословия страны. Рядом с ним я никого поставить не могу». Как сказал Александр Костюнин, «чтобы достоверно сыграть положительного героя, нужно быть им».
Тихонов и был им. Не любил говорить о любви и болезнях, избегал светских тусовок, чувствуя там себя одиноким, как Штирлиц в коридорах РСХА. Сторонился суеты, проходных ролей, предпочитая жить на даче, был равнодушен к золотому тельцу. Больше всего ценил в людях порядочность. Последние годы посвятил внукам, о которых трогательно заботился. На вопрос, каких картин не хватает нашему кинематографу, как-то сказал: «в которых правда о жизни была бы, а не о том, как люди живут в своих ведомствах. Надо, чтобы просто
показывали правду».
Он был бесконечно талантливым и мудрым, не разменивающимся на мелочи, а его жизнь можно назвать повестью о настоящем человеке. Таким мы его и запомним. Спасибо вам, Вячеслав Васильевич и прощайте.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции