Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера», специально для РИА Новости.
В ЦДА им. А.А. Яблочкиной проходят такие вечера, которые смело можно было бы назвать спектаклями. И если бы продюсеры поставили это дело на поток и «катали» на разных площадках и по разным городам и весям, то аншлаг был обеспечен. По крайней мере, вечер народной артистки СССР Людмилы Чурсиной, состоявшийся 30 ноября в большом зале Дома актера, из числа таковых.
Однако на поток, слава Богу, поставить эти сердечные актерские встречи пока в голову никому не приходит.
Директор ЦДА Маргарита Эскина, которой не стало в прошлом году, говорила в таких случаях: «У нас в доме всегда премьера, которая идет только раз».
Вечер для актера — возможность встретиться со своими коллегами, сыграть для узкого круга своих почитателей и друзей любимые отрывки из спектаклей разных лет, вспомнить дорогие сердцу стихи, наконец, просто пообщаться, а иной раз и сыграть то, что не играл никогда.
Идея и воплощение этого вечера принадлежит актеру и режиссеру Павлу Тихомирову. Биография Людмилы Чурсиной — история для фильма, причем снятого в том самом Голливуде, который предлагал в семидесятые наивыгоднейший контракт актрисе на полных три года, к которому прилагалось 15 сценариев с ее участием. Чурсина, скажем мягко, предложением воспользоваться не смогла.
Жалеет ли она сегодня об этом? Как ни покажется странным — нет. Она говорит, что при всех благоприятных обстоятельствах вряд ли бы прошла испытание иностранным языком. «Я в те годы снималась в Венгрии, и через неделю поняла, что такое языковой барьер для драматического актера. Временами это было просто невыносимо. Эти съемки оказались мукой», — призналась актриса на вечере.
Тему Голливуда устроители этой встречи обыграли, пригласив американского актера, выпускника Школы-Студии МХАТ Одина Байрона, который на чистейшем русском языке попросил руки Людмилы Чурсиной. Удивленная перспективой неравного брака, актриса переспросила, точно ли он вышел на сцену для этой цели. Американец от своих слов не отказывался. Он срисовал руку известной актрисы, чтобы увековечить в голливудской аллее славы.
И вправду, есть что увековечивать.
Чурсина не мечтала о карьере актрисы. Дочь военного, она вслед за родителями исколесила всю страну от Батуми до Чукотки, от Тбилиси до Камчатки. В детских своих фантазиях видела себя то капитаном, то летчицей, то строителем самолетов. А поступала и в ГИТИС, и во ВГИК, и ВТУ им. Б.В. Щукина, — во всех брали. История ее поступления — кадр из фильма «Старшая сестра». Людмила Чурсина решила попробовать поступить в театральный институт скорее из азарта вместе с подругой, мечтавшей стать актрисой. Подругу не приняли. Чурсина же с карьерой инженера решила завязать и приступила к актерским штудиям в знаменитом вахтанговском училище.
Сниматься она начала рано, будучи еще студенткой. После окончания ее приняли в труппу альма-матер. Но так случается в женских актерских и неактерских судьбах, когда нежданно-негаданно в жизни появляется человек, ради которого бросается столица, театр. Чурсина встретила своего профессора Хиггинса - кинорежиссера Владимира Фетина - на съемках фильма «Донская повесть». Счастье этой встречи породило больше, чем хороший фильм. На отечественном небосклоне кино взошла новая звезда — актриса Людмила Чурсина, талант которой помог развить, укрепить теперь уже близкий человек.
Красота актрисы сражала, завораживала. Когда в Сант-Себастьяне она получала премию из рук самой Одри Хепберн, то всемирно известная актриса восхищалась «Журавушкой» Чурсиной. На вечере Людмила Алексеевна с юмором рассказывала, что совсем не ожидала получить какую-либо премию международного фестиваля. Они сидели за кулисами с делегацией, которую возглавлял Сергей Михалков, и болтали о том, о сем. Вдруг слышат: «Чуршина, Чушина». В делегации тревожно переглянулись. «Что делать, Сергей Владимирович?!». «Д-д-дуй на сцену», — взволновался Михалков. Когда «Чуршина» вышла на сцену получать приз за лучшую женскую роль, то навстречу ей шла Одри Хепберн. «На меня смотрели огромные черные глаза, известные всему миру. Она специально выучила текст на русском. Я же ничего не слышала — только смотрела на это хрупкое прекрасное существо. Одри Хепберн в речи дошла до того места, когда надо было произнести название фильма «Журавушка». Я вижу, что она забыла. Только я ей хотела подсказать¸ как она выпалила — «Журавка».
Ленинград тогда и Петербург теперь стал тем городом, с которым многое связывало и связывает актрису. На вечер специально приехал партнер и коллега Чурсиной актер БДТ Изиль Заблудовский, чтобы сыграть сцену из старого спектакля «Супруги Каренины», поставленного на двух актеров замечательным режиссером Розой Сиротой. Актриса вышла в том же самом платье, что и почти тридцать лет назад, призналась на вечере Чурсина, и зал сначала ахнул, а потом разразился аплодисментами. Свой театральный костюм она бережно сохранила. И, несмотря на то, что актеры, и тот, и другой, когда-то навзрыд рыдали, что это не их роли - они были сломлены доводами Сироты. И какую же благородную игру показали эти артисты. Они вдвоем сыграли толстовскую драму так, что сочувствие рождалось к обоим попеременно, то к Анне, то к Каренину. У нее рвалось чувство на волю, у него чувство пряталась за маской светского поведения.
В этот вечер устроители подготовили подарок. Нынешний директор ЦДА известный актер, народный артист СССР Владимир Этуш, учитель Чурсиной, сыграл со своей ученицей отрывок из «Дядюшкиного сна». Роль Князя — в репертуаре Владимира Абрамовича, поскольку он играет в спектакле вахтанговского театра. Чурсина же специально для вечера подготовила роль Марьи Александровны Москалевой, которая хочет, как известно, выдать свою дочь за князя. Виновница вечера элегантно пригласила на сцену Владимира Этуша, так что не сразу поняли, что они будут играть сцену. И опять мастерство обоих сражало. Этуш, казалось, пользовался двумя - тремя приемами. Блаженно улыбаясь, безмятежно существуя, его Князь, казалось, уже давно потерял грань между вымыслом и реальностью, между сном и явью. Утверждая, что он знаком с Бетховеном, он столь убедительно говорил об этом, что думалось, не врет, но тут же Князь опровергал свое знаменитое знакомство, признаваясь: то был какой-то немец, какая разница, Бетховен или нет. Этуш играл в обличье старца шаловливого ребенка.
Москалева Чурсиной не была столь безмятежна. Она цепко караулила Князя, малейшее его движение, чтобы старец попал в расставленный ею капкан. Он словно угодил под домашний арест и не был бы выпущен, пока не сделал бы предложения дочери Москалевой. Чурсина подчеркнула огромную внутреннюю силу своей героини, направленную на пустое, ее скрытый истеричный энтузиазм и что-то хищное, глубоко спрятанное, совершенно бесстыдное в своей героине. Вместе с тем, этот острый рисунок совершенно не мешал и возникающему сочувствию такой Москалевой, озверевшей от злобного провинциального мирка.
Это был апофеоз виртуозного мастерства двух больших артистов, игра, полная юмора, метких наблюдений и удовольствия от самого процесса.
Так учитель и ученица заканчивали этот вечер, который уже не повторится никогда, как впрочем, любой спектакль. Будут жить только воспоминания.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции