Интеграция России в мировое образовательное пространство делает все более тесным сотрудничество между российскими и французскими вузами. Следующий год объявлен годом Франции в России и годом России во Франции. О том, что может дать нашему образованию французский опыт, рассказывает в интервью РИА Новости директор Центра по сотрудничеству с Францией, Канадой и франкоязычными странами Европы Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ирина Мальцева.
- Ирина Вячеславовна, Центр давно сотрудничает с Францией и франкоязычными странами. Что, на Ваш взгляд, российская система образования могла бы у них перенять?
- Нам точно стоит позаимствовать у французов их умение работать с информацией. К примеру, во Франции существует интересная методика обучения, когда учащиеся пишут единое резюме содержания множества источников. Мы умеем найти источники информации, но умения ее проанализировать и подать краткое изложение нашим студентам не хватает.
Мы тоже постепенно начинаем этому учить – переходим на письменные экзамены, контроль в форме письменных работ. Я на своих курсах, когда готовлю наших студентов к обучению во Франции или к получению дипломов продвинутого уровня по экономическому и деловому языку, уделяю работе по формированию этих навыков самое пристальное внимание.
Некоторые заимствования из французской системы образования, на мой взгляд, уже есть. Единый государственный экзамен за среднюю школу (ЕГЭ). Во Франции в университеты также поступают после сдачи единого экзамена (он у них называется экзаменом на степень бакалавра) по окончании средней школы. Выпускники сдают несколько экзаменов в письменной форме, входящих в этот единый экзамен, и только после этого могут записаться в университет. Хотя в «гранд эколь» все равно надо сдавать вступительные экзамены.
- В чем вы видите перспективы сотрудничества с Францией?
- Франция сейчас заинтересована в сотрудничестве с Россией по двум причинам. Во-первых, в Европе сейчас очень активно развивают мобильность студентов в рамках Болонского процесса, который, безусловно, связан с экономическими потребностями Евросоюза в мобильности трудовых ресурсов. Стажировка за границей является обязательной для многих программ. Кроме того, Франция, как и любая другая страна, заинтересована в экспорте образовательных услуг.
Во-вторых, Франция исторически, культурно и экономически тесно связана с Россией, у нас работает множество французских предприятий, которые заинтересованы в сотрудниках, знающих их специфику и язык.
Выпускники некоторых совместных с французскими вузами программ ГУ-ВШЭ, в частности, по французскому экономическому праву, могут, не выезжая из России, получить полноценный диплом такого университета, как Париж I Пантеон Сорбонна.
С французскими вузами мы сотрудничаем уже 17 лет в области экономики. Многие наши выпускники уже защитили диссертации PHD во Франции и теперь преподают в ГУ-ВШЭ.
Предметом особой гордости является совместная программа в области менеджмента с Европейской школой менеджмента в Париже, входящей, в соответствии с рейтингом Financial Times, в число лучших бизнес-школ мира.
- Как развито сотрудничество с Францией и франкоязычными странами у российских вузов в целом?
- По-разному. Программ двойных дипломов такого уровня в области экономики, права или менеджмента у других московских вузов нет. В частности, наш университет был первым, кто начал сотрудничество с университетом Люксембурга, опередив МГИМО в его профильной области. Выпускники этой совместной программы по международному праву имеют возможности пройти стажировку в Суде Европейского Союза. В то же время у МГУ более развита экспортная составляющая – они открыли свой международный центр (филиал) в Швейцарии.
В области менеджмента существует очень тесное сотрудничество между французскими вузами и Санкт-Петербургским университетом. Также у французских университетов есть ряд интересных программ с вузами в регионах - в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.
- Как складывается судьба выпускников программ двойных дипломов? Часто ли они эмигрируют?
- В большинстве, судьбы их складывается очень хорошо. Я иногда беспокоюсь, как бы эти программы не способствовали «утечке мозгов». На все наши программы двойных дипломов идут очень способные ребята, владеющее двумя иностранными языками – английским и французским.
Кроме того, подобные программы – это социальный опыт, опыт общения, адаптации. Многие ребята идут на стажировки во время учебы за границей, а после стажировок работают, получают вид на жительство и остаются надолго в Европе. Есть и такие, кто предпочел продолжить научную карьеру после зашиты диссертации за границей.
Нам бы очень хотелось, чтобы наши ребята с опытом работы возвращались сюда, но это уже российский бизнес или университеты, если они заинтересованы в таких людях, должны предлагать им более интересные условия, чем их зарубежные коллеги.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости