Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Премьер-министр России Владимир Путин с каждым годом все дольше общается с народом в прямом эфире. В прошлом году был поставлен рекорд - три часа и восемь минут. Третьего декабря 2009 года этот рекорд был превзойден - диалог продолжался четыре часа и две минуты.
Всего к председателю правительства поступило более двух миллионов вопросов - телефонных звонков, смс-сообщений и писем на электронный адрес www.moskva-putinu.ru. Понятно, что предоставить слово даже одной сотой из числа желающих технически невозможно. Необходим естественный отбор.
Организаторов прямой линии совершенно напрасно критикуют за то, что вопросы задают заранее подготовленные люди. Страшно подумать, что случилось бы, если эта махина была пущена на самотек. Представьте себе, что случайных людей за несколько минут до эфира собрали на площади или в заводском цеху и предложили им задавать вопросы Путину. Из этого ничего хорошего бы не вышло. Определенная степень отрепетированности - это не просто требование формата мероприятия, это требование элементарного здравого смысла.
И не в том проблема, что люди с улицы могут задать «неподходящий», «неправильный» вопрос. Многолетняя практика показала, что наш премьер может парировать любую самую острую реплику. Просто граждане, к сожалению, как правило, не умеют свои вопросы формулировать. Даже будучи подготовленными, они сегодня то и дело терялись, спотыкались и путались в словах.
На сей раз, программа называлась «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение». Основную часть времени заняло общение главы правительства с жителями тех городов и рабочими тех предприятий, которые он посетил за год, прошедший после предыдущей прямой линии - Пикалево, Комсомольск-на-Амуре, АвтоВАЗ, КамАЗ, Магнитка, Саяно-Шушенская ГЭС и так далее.
При этом вопросы Путину задавались жесткие и нелицеприятные. Председатель правительства отвечал на них спокойно, даже несколько флегматично, в философско-раздумчивой манере. Популизмом не увлекался. Громких персональных обещаний - помочь починить крышу, подвести газопровод к деревне - не давал. Красивых подарков вроде приглашения на кремлевскую елку не сулил. Только некую Татьяну Романенко поздравил в прямом эфире по ее просьбе с 55-летием.
Россияне просили Путина отнюдь не только о таких пустяках. Давно известно, что наш народ предпочитает обращаться на самый верх через головы представителей местной власти. Однако глава правительства аккуратно и даже элегантно спускал такие петиции, ходатайства и челобитные обратно на региональный и муниципальный уровень. Правда, обещал всякий раз пообщаться с губернаторами, но не по личным вопросам, а по проблеме в целом. С главой Иркутской области - о низких зарплатах работниц детских садов. С челябинским губернатором - о закрытии больниц в Магнитогорске. С начальником Ленинградской области - о неурядицах с социальными учреждениями в Пикалево. Кроме того, напомнил, что «из Москвы всех проблем не решить» и полушутливо признался, что готов приехать в любую точку России, если это поможет урегулировать ситуацию.
Высказывался Путин и по вопросам общенационального характера. Так, например, он дал знать, что категорически против излишне радикальных мер по реорганизации милиции. Премьер напомнил, что на Украине распустили организацию, аналогичную нашей ГАИ-ГИБДД, и «ничего хорошего не получилось». По его словам, и взятки возросли, и на дорогах стало опаснее. Иначе говоря, ломать - не строить, то есть нельзя «мазать черной краской» всех сотрудников МВД. Но отщепенцев, позорящих ведомство, нужно строго наказывать.
Между прочим, до этого Путин призвал не переусердствовать с наказаниями. «Если всех пересажать, кто работать будет?» - задал он риторический вопрос. И подчеркнул, что главная задача - «не просто пугать, хватать и не пущать», а постараться улучшить ситуацию.
Хотя кое-кого, по мнению премьер-министра, наказали правильно. Путин не стал обходить вопрос о Ходорковском, а напротив, выдал сенсационную новость. Он впервые рассказал, что средства, полученные от продажи активов ЮКОСа, были использованы для создания Фонда содействия реформированию ЖКХ, и добавил, что результатами работы Фонда содействия реформированию ЖКХ «воспользовались уже 10 миллионов человек, чьи дома и квартиры отремонтированы, 150 тысяч будут переселены в новые дома из трущоб». То есть, неправедно нажитые богатства пошли на пользу бедным.
Путин прошелся по «богатеньким» и при ответе на вопрос о скандальной истории в Швейцарии, когда юный гражданин России на элитном спортивном автомобиле Ламборгини сбил местного пенсионера. Премьер напомнил собравшимся, что есть такое словечко «нувориш». А дальше выдал очередной афоризм: «В советское время в некоторых кругах так выставляли свое богатство напоказ: модным было у некоторых людей вставлять золотые зубы, причем желательно передние, чтобы показать уровень своего благосостояния. Вот Lamborghini и прочие дорогие финтифлюшки - это и есть те самые золотые зубы».
Наконец, Путин пока решительно отказывается делиться с народом своими планами на будущее. На вопрос студента, собирается ли он баллотироваться на президентских выборах 2012 года, глава правительства ответил вопросов: «А вы?». Юноша растерялся и отрицательно замотал головой. Путин же не стал уточнять, ограничившись неопределенным замечанием: «Я подумаю, времени еще достаточно». И тут же дал важный совет политикам: нельзя подчинять текущую работу интересам предвыборной кампании, ибо это связывает по рукам и ногам и мешает принимать непопулярные решения.
Кстати, на прямой вопрос о возможном уходе из политики Путин ответил кратко, но красноречиво: «Не дождетесь». Да, судя по прямой линии, никто этого и не ждет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции