Рейтинг@Mail.ru
Малый предприниматель выживет в кризис - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Малый предприниматель выживет в кризис

© РИА Новости / Руслан КривобокВ период кризиса малым предприятиям в крупных городах помогают выживать целеустремленность, профессионализм и хорошее образование владельцев компаний
В период кризиса малым предприятиям в крупных городах помогают выживать целеустремленность, профессионализм и хорошее образование владельцев компаний
Читать ria.ru в
Дзен
В период кризиса малым предприятиям в крупных городах помогают выживать целеустремленность, профессионализм и хорошее образование владельцев компаний. К такому выводу пришли эксперты Российского микрофинансового центра и КБ «Ситибанк», презентовавшие 2 декабря исследование сегмента обеспеченных россиян - владельцев малого бизнеса.

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

В период кризиса малым предприятиям в крупных городах помогают выживать целеустремленность, профессионализм и хорошее образование владельцев компаний. К такому выводу пришли эксперты Российского микрофинансового центра и КБ «Ситибанк», презентовавшие 2 декабря исследование сегмента обеспеченных россиян - владельцев малого бизнеса.

В исследовании приняли участие несколько сотен малых предпринимателей - клиентов Ситибанка в Москве и Санкт-Петербурге. Именно в этих городах и зарегистрирована четверть отечественных малых предприятий. Но и портрет их собратьев, проживающих в других крупных городах, например, Екатеринбурге или Новосибирске, будет схож, уверена Вероника Жукова, руководитель управления по обслуживанию клиентов Citigold КБ «Ситибанк».

Сейчас к категории малых предприятий относятся компании, годовой оборот которых не превышает 400 млн рублей, а количество сотрудников составляет не более 100 человек. По данным Росстата на начало 2009 года, 43% «малышей» занимались торговлей, 18% - операциями с недвижимостью, 12% - строительством, а 11% являются производственными компаниями. Усилиями малого бизнеса в 2008 году было создано 12% ВВП.

Эксперты впервые попытались нарисовать личностный портрет типичного руководителя малого предприятия в крупных российских городах. Большинство коммерсантов (58%) сообщили, что решили заняться бизнесом для достижения финансовой независимости. «И это главное их отличие от высокооплачиваемого топ-менеждера», - отмечает Михаил Мамута, президент Российского микрофинансового центра.
63% респондентов управляют бизнесом единолично, при этом три четверти – ориентированы на местный рынок.

Типичный владелец малого предприятия – это мужчина старше 40 лет. Он женат, имеет одного или двух детей и высшее техническое (46%) или экономическое (29%) образование. Доля женщин – владельцев небольших компаний достигает лишь 15%. Причем женщины приходят в бизнес позже мужчин: половина руководителей мужчин – моложе 37 лет, зато половина женщин руководителей – старше 43 лет.

Собственники бизнеса полагают, что профессионализм и умение выявлять и решать проблемы, а также грамотно руководить подчиненными наиболее важны для успешности бизнеса. При этом, по их мнению, умение заводить нужные связи плюс высокие навыки коммуникации - не самые ценные качества при руководстве компанией, констатирует Сергей Коротков, руководитель управления по работе с малым и средним бизнесом КБ «Ситибанк».

Инвестиционное поведение владельцев малых предприятий (касательно личных инвестиций) существенно отличается от сопоставимых по уровню доходов топ-менеджеров (примерный доход и тех, и других – 10 тыс долларов в месяц). По словам Вероники Жуковой, предприниматели держат в три раза меньше сбережений, зато в 2,5 раза чаще пользуются страховыми и накопительными программами. Бизнесмены, как и наемные руководители компаний, инвестируют, например, в зарубежную недвижимость, но суммы таких вложений у первых в два раза ниже.

Предприниматели реже пользуются банковскими картами при оплате покупок. Авторы исследования полагают, что это связано с тем, что, по всей видимости, часть дохода коммерсанты получают «налом». Зато уж если пользуются банковскими картами, то тратят в два раза больше средств, чем топ-менеджеры.

Влияние экономического кризиса ощутила половина опрошенных. Каждый второй предприниматель отметил, что кризис ощущается из-за падения спроса на продукцию, 42% говорят о сокращении доходов собственников, а 35% почувствовали ужесточение конкуренции и дефицит финансовых ресурсов. Пятая часть респондентов отказались от выхода на новые рынки, а 16% были вынуждены сократить зарплаты персоналу.

В то же время за год с 10% до 15% увеличились инвестиции в собственное дело. При этом расходы на товары длительного пользования, недвижимость, автотранспорт сократились. «В 2009 году, в кризис, респонденты стали на 20% чаще тратить личные сбережения на поддержку бизнеса, сократив необязательные расходы, например, на отдых», - говорит Вероника Жукова.

Поскольку у 69% опрошенных собственников их текущий бизнес формирует доходную часть личного бюджета, то предприниматели планируют увеличивать вложения в него. В частности, 70% респондентов рассчитывают наращивать производство в 2010 году, и лишь 1% рассматривают возможность продажи фирмы, говорит Сергей Коротков. Бороться с кризисными явлениями, например такими, как падение спроса, коммерсанты намерены через улучшение качества продукции и сервиса – так ответили 94% опрошенных. При этом 85% респондентов не исключают экспансии на новые рынки, как географически, так и в другие отрасли. Хотя Михаил Мамута полагает, что в ближайшее время на рост серьезных инвестиций рассчитывать не приходится: в прошлом году и в начале нынешнего, то есть в самом начале кризиса, бизнес потратил на выживание все свои ресурсы.

Но малые предприниматели готовы рисковать: 42% их состояния – это именно инвестиции в бизнес. Они охотно пользуются кредитами – интерес к этому виду финансирования проявили 73% опрошенных. Правда, получить кредит на развитие компании удается не всем: 24% признались, что за последние три года получали кредит в банке как физлицо, но тратили деньги в бизнес-целях.

Даже в кризис считают свой бизнес успешным половина малых бизнесменов. Причем женщины и предприниматели, приехавшие в крупные города из более мелких, считают свой бизнес более успешным, чем коренные москвичи и петербуржцы. При этом более эффективным считают свой бизнес те владельцы, которые занялись им с целью повышения материального благосостояния или реализации интересных идей. Мотивация «стать хозяином самому себе» оказалась куда менее эффективной. Наиболее же уверенно чувствуют себя 62% предпринимателей, имеющих «семейный бизнес», когда к работе в фирме привлекаются родственники.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала