Автор: Светлана Григошина
Оператор: Алексей Бакулев
На первый день зимы в Интернете запланирована премьера полнометражного художественного фильма Владимира Ракши "Сны?", а ее режиссер станет первопроходцем в неосвоенной пока в России области распространения кинопродукции.
За рубежом уже на протяжении нескольких лет глобальная паутина активно используется в качестве стартовой площадки для презентации и "раскрутки" кино, книг и музыки.
Отличный тому пример - рекламная компания канадской поп-дивы Эврил Лавинь (Avril Lavigne). В марте 2002 года малоизвестная певица презентовала свое творчество во всемирной сети, а не на радио или телеканалах. За первый месяц несколько сот тысяч любителей музыки скачали песни Лавинь с портала AOL, что прямо отразилось на количестве продаж её первого альбома, выпущенного в июле 2002 года.
В сентябре 2003 года в Англии состоялась премьера фильма по сценарию оскароносца Саймона Бьюфоя "Это не любовная песня" («This Is Not A Love Song»). Криминальный триллер, снятый всего за пару недель, не имея большого бюджета и звездного актерского состава, вошел в историю мирового кинематографа как первый полнометражный фильм в мире, премьера которого одновременно состоялась и в кинотеатрах, и в Интернете.
В первые же минуты онлайновый кинозал собрал около 75 тысяч зрителей со всего света.
Не хочешь, чтобы украли – отдай сам
"За рубежом этот ход давно и успешно используется в качестве основного в борьбе с интернет-пиратством", - рассказывает директор "Ассоциации DVD Издателей" Михаил Вьясков. Этот же метод, считает он, применим для использования отечественными правообладателями аудиовизуальной информации в качестве лекарства от интеллектуального грабительства в Рунете.
Термина "пиратство" Михаил Вьясков старательно избегает: "Пиратом человека может назвать только суд". Но в тоже время дает и свою классификацию интернет-мошенников, подробно объясняя, каким образом в сети осуществляется "отъем денег у населения" - это монетизация пользовательских кликов сайтами, распространяющими контрафактные копии фильмов или ссылки на эти произведения в депозитах многочисленных файлообменников и битторент-сетей.
"Пираты на голубом глазу"
"Каждый студент, купивший легальный DVD-диск или подключивший свой компьютер к телеканалу, всякий энтузиаст может сегодня получить любой видеоконтент, отформатировать его в различных видах (оставить его в HD-качестве, уменьшить разрешение, выложить его в файле, который проигрывается даже на мобильном устройстве) и выложить его в сеть. Просто ради интереса, удовольствия, ради каких-то своих целей", - рассказывает Вьясков.
Эту категорию пользователей он считает на сегодняшний день самой серьезной угрозой для правообладателей. В пример приводит статистику: в 2008 году Минпечати и информации насчитало из сорокамиллионной аудитории Рунета 28 миллионов активных пользователей торентов или файлообменников. По опросу одного из популярных интернет-порталов, 69% пользователей Рунета регулярно скачивают медиаконтент из сети, из них больше 90% не считают это правонарушением.
"Это пиратство, которое поощряется нами с вами: энтузиастами, населением, пользователями. Когда вы на торент-трекере находите фильм и начинаете его скачивать, у вас тут же начинает его скачивать кто-то еще", - поясняет представитель правообладателя.
Пользователь получает ключ к хеш-коду - к ДНК фильма, по которому кусочки фильма, полученные из различных мест в мире через Интернет, с помощью специальной программы складываются в один фильм", - объясняет собеседник агентства принцип работы битторент-сетей или файлообменников.
В качестве наглядной иллюстрации директор "Ассоциации DVD Издателей" приводит данные по распространению "русскоязычных" версий эпизодов иностранных сериалов в Рунете.
"К примеру, фильм "Доктор Хаус". Сейчас самым распространяемым произведением является пятый сезон (24 серии) и последние серии нового, шестого сезона", - рассказывает Вьясков.
IT-отдел компании, которую возглавляет Михаил, просмотрел распространение пятой серии шестого сезона по одному из популярных в Рунете торент-трекеров. Вот результат:
количество сидов (сиды - это лица, которые имеют полную копию фильма на своем компьютере и раздают её всем желающим) превышало две тысячи в момент времени.
Не говоря уже о пирах (пиром является пользователь, не закачавший пока полностью весь фильм).
Согласно четвертой части Гражданского Кодекса, регулирующей авторское право в РФ, создание копии произведения или его части при неправомерном использовании этого произведения любым способом и последующее распространение, даже безвозмездное неограниченному кругу лиц, – это правонарушение.
"При достаточном количестве доказательств этого хватит, чтобы применить в отношении пользователя 146 статью Уголовного Кодекса, которая предполагает наказание, в том числе и в виде лишения свободы сроком до пяти лет", - подчеркивает директор «Ассоциации DVD Издателей».
Это – буква закона, на деле же наказания за его нарушение в России пока нет. По словам Константина Земченкова, директора Российской Антипиратской организации (РАПО), официально представляющей в нашей стране права крупных зарубежных киноконцернов, "российский Закон об авторском праве "скорее мертв".
Мы фанаты, мы не виноваты
Андрей Кравец, главный сериаломан Рунета, не во всем согласен с Михаилом Вьясковым. Владелец частной звукозаписывающей студии, которая занимается переводом и дубляжом популярных западных сериалов для специализированного Интернет-портала, считает работу свою и коллег прежде всего популяризацией иностранных многосериек: "Если попытаться на этом деньги зарабатывать, мы автоматически вступим в конфликт с законом, а нам этого не надо. Я считаю, что мы делаем рекламу сериалам".
С Кравеца, по сути, и началась массовая экспансия зарубежных сериалов в Рунет. Пять лет назад Андрей нашел на зарубежных файлообменниках несколько эпизодов фильма "Вавилон-5" , самостоятельно их перевел, озвучил и выложил в сеть.
"Прежде всего, я начал их переводить и озвучивать исключительно для себя и для своих друзей. Интернет дает возможность смотреть то, что не покажут по телевидению", - рассказывает Кравец.
Сейчас аудитория сайта, с которым работает студия Кравеца, насчитывает больше миллиона пользователей. Фанаты сериалов (не путать с любителями латиноамериканского "мыла") сформировали особую субкультуру.
"Я часто смотрю свежие серии на языке оригинала - с англоязычными титрами. Эта версия появляется в Интернете чуть ли не одновременно с выходом серии по ТВ в США", - рассказывает Александр, один из поклонников сериала "Доктор Хаус".
Александр также активный пользователь интернет-ресурса, где любители фильмов совместно переводят новые серии.
В течение суток в русскоязычной сети появляются русские титры, через неделю – профессиональный дубляж на сайте, специализирующемся на сериалах (к примеру, таком, как у Кравеца). В Интернете фанаты скачивают, выкладывают свежее видео, обсуждают сериалы и героев в социальных сетях, блогосфере, на тематических порталах и форумах.
Существует множество интернет-магазинов, предлагающих сувенирную продукцию и предметы, связанные с тем или иным сериалом. У сериальных фанатов есть даже свой особый язык, описанный в "шиперском" словаре.
Из словаря шиперов сериала "Lost":
"Сейчас вы находитесь на самом что ни на есть шиперском сайте по сериалу Lost, где шипят пейринг пары Джек и Кейт.
Самый главный отличительный признак сериальных фанатов - это наличие шиперов.
Шиперы - люди, которых интересует не один "кумир", персонаж, актер, а развитие взаимоотношений одного человека с другим.
Все отношения (от англ. relationships) между героями получили названия «шип», а люди, поддерживающие какую-то пару (pair - пейринг, пара) называются шиперами (shippers).
Каждый отдельный шип имеет свое название, так же как и шиперы".
"Глобальная сеть позволяет смотреть новые серии практически сразу после их выхода за границей. По телевидению новый сезон любимого сериала выходит спустя несколько месяцев - а то и лет - после премьеры", - говорит Андрей Кравец.
Поэтому ему кажется вполне логичным тот факт, что телеаудитория зарубежных сериалов уходит в Интернет.
Одним из главных преимуществ просмотра сериалов через глобальную паутину владелец студии звукозаписи, кроме оперативности, считает возможность людей буквально сразу же обсудить увиденное с множеством других зрителей. Телевидение, по его словам, такой возможности не дает: "сегодня голубой экран не ориентирован на молодежь".
Интернет против телевидения
Представители Дирекции общественных связей Первого канала категорически не согласны с этим заявлением.
"Первый канал ориентируется не только на консервативную публику возраста, но и пытается привлечь следующее поколение. На официальном сайте телеканала есть форумы. Это попытка нового общения с интересующейся качественным продуктом аудиторией", - сообщила РИА Новости сотрудница Дирекции общественных связей Мария Лейн.
Также она добавила, что ситуация, когда все умеющее пользоваться Интернетом население переключилось на торенты, понятна руководству канала. И с учетом этого на Первом решили рискнуть и поставить в сетку сериалы "Вспомни, что будет", "Обмани меня" и "Остаться в живых" вертикально – по серии в неделю. Так же, как они идут в США и Европе.
"Новые сезоны выходят в России и США почти одновременно, премьера 2009 года "Вспомни, что будет" стартовала у нас спустя неделю после запуска в Америке, а "Обмани меня" - через пять дней", - добавляет Лейн.
Первый канал, по славам сотрудника Дирекции общественных связей, имея законные права на показ новых сезонов популярных зарубежных сериалов, негативно относится к их нелегальному распространению в сети. " Это, конечно, влияет на количественный показатель телеаудитории", - говорит Мария Лейн.
Точных цифр сотрудница Дирекции общественных связей не назвала, предложив пообщаться на эту тему с представителями законных правообладателей зарубежных многосериек в России. Интересы большинства крупных зарубежных киноконцернов, таких как «Дисней», «Юниверсал», «Парамаунт Пикчерс», «ХХ Век Фокс», «Коламбия Пикчерс» и «Уорнер Бразерс» и еще почти трех десятков компаний, в наше стране представляет РАПО - "Российская Антипиратская Организация по защите прав на аудиовизуальные произведения".
В том числе и права на сообщение в эфир, перевод, дубляж, производство и распространение на любых видах носителей на территории России и СНГ.
В телефонном разговоре директор РАПО Константин Земенченков на вопрос о распространении аудиовизуального контента их клиентов в Рунете тяжело вздохнул: «Мы прекрасно знаем, что в русскоязычной сети в огромном количестве и незаконно распространяется продукция наших клиентов, в том числе и зарубежных сериалов. Но, к сожалению, принять каких-то конструктивных мер, чтобы это пресечь, мы не можем».
По словам директора РАПО, в Законе об авторском праве сегодня не прописан механизм того, как его использовать.
"Мы уже провели несколько слушаний в Общественной палате, в Комитете по культуре. Были слушания в Госдуме. Мы хотим в этот закон внести изменения", - говорит Земченков.
Российская Антипиратская Организация предлагает ввести ответственность сервис-провайдеров за тот контент, который они размещают.
"Мы как представители правообладателя сообщаем им, что есть такой-то пиратский сайт, где размещены пиратские копии, а они должны данный сайт закрыть", - говорит глава РАПО.
Принятия поправок к Закону об авторском праве, по словам Земченкова, стоит ожидать в первой декаде нового 2010 года.
Если представителя интересов обладателей интеллектуальной собственности поддержат на законодательном уровне, Рунет ждет жесткая "чистка", а пиратов – наказание.