Леонид Гусев, ст. научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ, для РИА Новости.
В 2010 году председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) перейдет к Казахстану. Решение об этом было принято на XV Совете министров иностранных дел ОБСЕ в Мадриде в декабре 2007 года. Таким образом, этот высокий пост впервые займет государство из числа бывших советских республик. В этой ситуации естественно ожидать, что Казахстан приложит максимум усилий, чтобы утвердить свои позиции на международной арене. На официальном уровне уже заявлено, что помимо экономики Казахстан хочет включить в актуальную повестку дня ОБСЕ такие серьезные для всех стран СНГ проблемы, как борьба с нелегальной миграцией и наркотрафиком.
Следует отметить, что еще в 2002 году было заявлено, что одним из приоритетов деятельности ОБСЕ будет обеспечение политической безопасности и экономического развития Центральной Азии. Пристальное внимание, которое организация в последние годы уделяет региону, вызвано рядом причин. Первая - и главная причина - война в Афганистане и сохраняющаяся опасность дестабилизации сопредельных стран.
Вторая (не менее важная) причина роста интереса ЕС к региону - это растущее внимание европейских стран к центральноазиатским энергоресурсам, прежде всего казахским (нефти) и туркменским (газу).
Исходя из этого, Европейский Союз рассматривает Центральную Азию как единый (в политическом, экономическом и, что немаловажно, историко-культурном отношении), при этом весьма нестабильный регион.
Например, во время визита в Казахстан в конце марта 2006 года тогдашний председатель ОБСЕ, бельгиец Карл де Гухт заявил, что «для ОБСЕ Центральная Азия - это очень важный регион, а Казахстан в свою очередь является очень важной страной в Центральной Азии». В апреле 2007 года пять стран Центральной Азии посетил следующий председатель ОБСЕ, испанец Мигель Анхель Моратинос. Особый акцент он также сделал на визите в Казахстан.
Собственно, сам факт того, что каждый новый председатель ОБСЕ обязательно посещает с визитом Астану, свидетельствует о том значении, которое эта организация придает отношениям с Казахстаном.
Какие же выгоды надеется получить Европа от налаживания подобного взаимодействия?
Разумеется, на первом месте стоят экономические вопросы. ЕС, пытаясь диверсифицировать каналы поставок энергоносителей, крайне заинтересован в казахской нефти и туркменском газе. Речь идет о реализации таких проектов как Транскаспийский трубопровод, газопровод «Набукко» и о дальнейшем развитии трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Однако Казахстан способен предложить европейцам сотрудничество по целому ряду других актуальных проблем.
Так, Астана предложила создать в регионе специальную структуру, которая бы занималась вопросами противодействия незаконной миграции. В свое время с этим предложением выступил тогдашний заместитель министра иностранных дел, а ныне ответственный секретарь МИД Казахстана Рапиль Жошыбаев. По его словам, «Центральная Азия может стать одним из форпостов ОБСЕ в противодействии глобальным угрозам и вызовам, в числе которых и незаконная миграция».
Действительно при содействии государственных структур Казахстана в этой области можно достичь существенных успехов. Ведь именно в азиатском регионе берут начало и проходят по территории многих государств каналы незаконного трафика людей в Европу и дальше по всему миру. Через территорию Казахстана значительное количество нелегальных мигрантов из стран Южной и Центральной Азии проникает в Россию и Украину.
Второй «европейской проблемой», решению которой Казахстан может оказать реальное содействие, является борьба с наркотрафиком. Маршруты у него примерно те же, что и у нелегальной миграции: Афганистан - среднеазиатские республики - Казахстан. А ведь за последние годы Афганистан, по оценкам международных экспертов, стал производителем 96% процентов всего мирового героина.
Следует отметить, что проблемы борьбы с наркоугрозой неоднократно обсуждались на встречах первых лиц ОБСЕ с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Стороны договорились о том, что организация будет оказывать всевозможную помощь Казахстану в борьбе с этим социальным злом, в том числе, содействуя созданию специальных центров противодействия наркомании среди населения страны.
Кстати, в сентябре 2009 года по инициативе Назарбаева было подписано соглашение о создании в Алматы при содействии ООН Центрально-Азиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с наркобизнесом (ЦАРИКЦ). Цель ЦАРИКЦ: содействие в организации, проведении и координации совместных международных операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; обеспечение сбора, хранения, защиты, анализа и обмена информацией по трансграничной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Соглашение о создании ЦАРИКЦ подписано президентами Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
В любом случае, все эти инициативы свидетельствуют о стремлении Казахстана максимально широко использовать год председательства в ОБСЕ для укрепления своих позиций в качестве - как минимум - регионального лидера. Астана стремится к тому, чтобы ее председательство не стало пустой формальностью, но дало конкретные позитивные результаты. В частности Казахстан намерен использовать свое председательство в ОБСЕ в качестве дополнительного инструмента для практической реализации выдвинутых им инициатив по обеспечению международной безопасности.
При этом стоит подчеркнуть, что такой подход находит в Европе вполне адекватный отклик. В особенности, европейцам пришлась по душе идея созвать - после десятилетнего перерыва - саммит ОБСЕ на высшем уровне. Это предложение уже поддержали Франция, Италия, Испания, Словения, Россия, Парламентская Ассамблея ОБСЕ. «Это очень хорошая идея - организовать саммит ОБСЕ. Это поможет придать организации новую динамику и обеспечить укрепление стабильности», - заявил во время недавнего визита в Казахстан генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо. Он также отметил, что эта инициатива нашла широкую международную поддержку.
«Казахстан может показать пример другим государствам. В частности, это касается политики казахстанского лидера в области межнациональных и межконфессиональных отношений», - заметил генсек ОБСЕ. Он выразил надежду, что предстоящее председательство Астаны «открывает перед ОБСЕ новые горизонты, а опыт Казахстана внесет большой вклад в развитие этой организации».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции