Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
В Германии разворачивается процесс по делу Джона (Ивана) Демьянюка, которого обвиняют в причастности к массовым убийствам евреев во время Второй мировой войны в концлагере Собибор. После того как врачи определили, что здоровье вполне позволяет Демьянюку участвовать в разбирательстве, 1 декабря прокуроры приступили к опросам свидетелей. Как полагают, процесс продлится до мая следующего года. Если Демьянюка признают виновным, ему грозит максимум 15 лет тюремного заключения. Немецкие прокуроры уверены, что доказательств у них достаточно.
О процессе, предыдущих подобных делах и всем, что связано с Демьянюком, пишут и говорят все последние 30 лет. История настолько известная, что детали можно и опустить.
Для немцев процесс в Мюнхене - еще одно болезненное напоминание об их прошлом. Для Европы и для России это болезненное напоминание и о прошлом, и о настоящем. А для России это еще и «напоминание о будущем». О том, сумеет ли она сохранить память о погибших в той колоссальной битве, о своей роли в ней для новых поколений. Слишком уж системно в последнее время об участии СССР во Второй мировой войне говорят и пишут словно вскользь. Так, будто наши солдаты играли роль «смежников», а судьбы мира решались либо на Тихом океане, либо в Нормандии, после высадки союзников. Это не обидно. Это страшно.
Процесс над Демьянюком - это не только процесс над чудовищностью нацистских преступлений. Это еще и поиски правды. Это даже не стремление к возмездию или к мести. Все выжившие в Собиборе и прибывшие в Мюнхен почти в один голос заявили, что уже давно об этом не думают. Они просто хотят, чтобы молодые знали и помнили, что может быть. Чтобы такого больше не было.
Процесс - это еще одно напоминание о «демьянюках», о том, как и почему они появлялись, куда исчезали и, что самое главное, почему похожие на них выходят из тени сегодня и открыто говорят то, от чего содрогнулись все сидевшие в зале мюнхенского суда еще живые свидетели, публика и журналисты. Тихий ропот прошел по залу, когда адвокат Джона Демьянюка Ульрих Буш заявил, что его подопечный не преступник, а «жертва нацизма», что не было у него иного выхода, кроме как против воли пойти служить нацистам.
Перед самым процессом над Демьянюком мне в руки попался двухтомник «История России. ХХ век». Не буду называть коллектив авторов. В ней есть такая глава: «Советско-нацистская война 1941-45 гг. и Россия». Так вот прямо и написано. На первый взгляд вроде и правильно все. Ведь воевал же СССР против нацистской Германии? Кто же может с этим поспорить. Но это только для тех, кто не вникает в чудовищную суть подмены понятий.
Раньше была «Великая Отечественная война советского народа против нацистской Германии», война народов против большого общего зла. Но на Западной Украине, в Эстонии, Латвии уже давно доказывают, что «наши (их) герои» воевали в ту Большую Войну за «свою свободу и национальную независимость». Они и против фашистов воевали, и против красных воевали. Ничего общего у них нет с гитлеровскими войсками, нацистами, СС. Если и были какие примкнувшие, то это так, по ошибке. «Советские» воевали с «нацистскими», а мы в этом не участвовали. У нас были цели другие, возвышенные, национальные. Такой рефрен. Все последние лет 15-20. Вот так все просто. И тоже страшно.
Здесь дело уже даже не в Демьянюке. Здесь дело в систематизации защиты «бывших», в том числе и еще живых, которые сегодня открыто маршируют в Эстонии, Латвии, Литве. Они не были в Собиборе или Треблинке. Но они носили нацистскую форму. А если не носили, то в самом прямом смысле слова били ножом в спину армии, по сути дела мальчишкам, которые вели битву с колоссальным, несоизмеримо большим злом, чем то, которое сидело у них дома. И теперь мы постоянно слышим, что эти вот люди боролись и с «советскими», и с «нацистскими». Хотя бы и в нацистской форме, с немецким оружием в руках и на немецкие деньги.
Процесс над Демьянюком, скорее всего, будет последним. «Биологические часы» Второй мировой перестанут ходить примерно лет так через 5-8, потому что тогда всем самым молодым из нацистских преступников будет уже около или за 100 лет. Какое уж тут правосудие.
О них так упорно старались забыть, что сейчас любой выловленный - как призовой трофей. Вокруг него столько победного блеска и света, что они выдавливают на задний план лицемерие, которое более 60 лет окружало поиски нацистов.
Вопреки широко распространенному заблуждению сотни тысяч нацистов вовсе не ушли в подполье и не перешли на нелегальное положение после окончания войны. Они просто сняли форму, и надели гражданское, справив поддельные документы. А многие не делали даже этого. По оценкам очень известного немецкого судьи и прокурора Фритца Бауэра, в 50-е, 60-е и 70-е годы в Германии спокойно жили и работали (в том числе и в федеральных ведомствах) более 100 тысяч нацистов, так или иначе причастных к исполнительным акциям Холокоста. По другим оценкам, таких было вообще за 300 тысяч. За все же послевоенное время в ФРГ было выявлено и осуждено (в большинстве условно) менее 5 тысяч нацистских преступников.
В США дела обстояли не лучше. Хуже, если учесть, что речь идет о стране антифашистской коалиции. Здесь осели десятки тысяч бывших нацистов. Вплоть до 1973-го года из США НЕ БЫЛ ВЫСЛАН НИ ОДИН НАЦИСТСКИЙ ПРЕСТУПНИК. Только в 1973-м году Америка (и то благодаря настойчивости Центра Визенталя) депортировала бывшую надзирательницу Майданека Гермину Браунштайн-Райан.
С тех пор из США было выслано всего-то около 90 человек. Никто уж вроде и не знает, сколько их было и есть в Америке, этих иванов демьянюков. А ведь именно сюда переправилась в первые 10 послевоенных лет большая часть коллаборационистов из Украины, Белоруссии, Прибалтики. Им было предоставлено гражданство (как и Демьянюку) и закрыты глаза на поддельные документы, на изобретенные биографии и на скрытое нацистское и концлагерное прошлое.
В списке Центра Симона Визенталя по настоящее время значатся 11 самых разыскиваемых бывших нацистских военных преступников, включая и Ивана Демьянюка. Так вот, трое из них уже были выявлены и высланы из США. И все трое спокойно живут… в Эстонии и Литве. В Эстонии проживает бывший гражданин Белоруссии, лишенный американского гражданства Михаил Горшков, повинный в массовых расстрелах евреев и коммунистов во время войны. Там же живет высланный из США Гарри Маннил, казнивший евреев и коммунистов в Прибалтике. Он был оправдан эстонским судом, хотя въезд в США ему запрещен. А в Литве оказался депортированный из США Альгимантас Даилиде. Он был лишен американского гражданства, выслан в Литву, осужден здесь как нацистский преступник, но тут же освобожден условно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции