Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
То, чего так опасалось швейцарское правительство, чего с трепетом ждали почти во всех европейских столицах, все-таки произошло: большинством голосов жители конфедерации на общенациональном референдуме поддержали запрет на строительство новых минаретов. По меркам единственной в Европе страны прямой демократии – то есть такой, где все важнейшие вопросы жизни решаются на общенациональных референдумах – «в минаретном» голосовании участие было относительно низким: 53% населения. Но волна, которую они подняли, будет теперь катиться по всей Европе.
Весь парадокс в том, что швейцарцы вовсе не запретили мусульманам молиться в мечетях (или скорее молельных домах, коих в государстве сейчас около 150), а санкционировали запрет на строительство именно новых минаретов. Их и есть-то по настоящее время в альпийской республике всего 4.
Но, как всегда бывает с религией и межконфессиональными отношениями, здесь важен символизм. Здесь достаточно одного необдуманного слова, намека, даже жеста, чтобы хрупкая стабильность превратилась в черепки. Особенно в Европе сегодняшних дней, где «поверхностное натяжение» над межконфессиональным пространством уже достигло предела. Здесь символизм обретает уже вполне видимую материальную силу. И жестокий, не приведи, конечно, господь, может получиться ответ на нее. И он последует. Сомнений в этом быть не может. Вопрос только в форме.
Между прочим, швейцарское правительство и бизнес уже сейчас опасаются, что волеизъявление соотечественников обернется такими последствиями для клейма «Сделано в Швейцарии», что хорошо было бы заснуть, проснуться и обнаружить, что все произошедшее – кошмарный сон. Но уже не получится. Дания, после того как газета Jyllands-Posten в 2005 году опубликовала 12 карикатур на пророка Мохаммеда, лишилась бизнеса с мусульманскими странами примерно на 1,2 млрд долларов.
Но сравнивать «датский случай» со швейцарским нельзя, сколь аналогичными не казались бы они на первый взгляд. Датчане (в том числе и правительство) тогда отстаивали право печати на свободу выражения взглядов (в какую бы не особо удачную форму это ни выливалось). У швейцарцев же дело похоже на удар по религиозным свободам и свободе совести.
Швейцарцы ежегодно получают от бизнеса с мусульманскими странами более 10 млрд долларов прибыли. Из одних только стран Персидского залива сюда каждый год приезжает 170 тысяч человек. Было бы наивно думать, что «приезжие» просто так спустят «швейцарским гномам» выпад против единоверцев. Датчанам ведь не спустили.
Вообще поражает не то, что это произошло. Поражает то, где это произошло. Швейцария. Самая космополитическая из всех стран Европы. Она десятилетиями принимала у себя политических и религиозных изгоев и беженцев из всех стран мира. Вспомнить хотя бы нашего Владимира Ильича. Нейтральный рай с политкорректностью, доведенной до предела. Ну, характер у швейцарцев угрюмый по всем европейским (даже немецким стандартам), ну, с чувством юмора не все благополучно. Но какое, скажите, может быть веселье, когда швейцарцы заняты своими часами и подсчетом чужих денег? И делают это хорошо. Хорошо делают лекарства (крупнейшие фармацевтические корпорации в мире), хорошо - шоколад, хорошо - сыры. Альпы содержат в идеальном состоянии. Такая благословенная гармония, что именно здесь расположилось самое большое в мире число штаб-квартир международных организаций, включая и отделение ООН. Между прочим, «глобалистский» кантон Женева самым крупным большинством (60%) отверг предложение референдума.
Швейцарское «минаретное восстание» пугающе ладно укладывается в общеевропейскую схему популистских протестов против «мусульманского наступления» на Европу.
В Швейцарии сегодня, по приблизительным оценкам, проживает от 350 до 400 тысяч мусульман. При населении в 7,7 млн это примерно 3,5%. В основном это иммигранты из Турции и с Балкан. Это типичная картина для континента. По данным Европейского Союза, за июнь этого года в 27 государствах ЕС проживало около 20 млн мусульман. Это при общем населении союза в 500 млн человек.
Европейские эксперты, впрочем, признают, что определить точное число мусульман в ЕС просто невозможно. Это обычно делается путем опроса при заполнении различных анкет и на добровольной основе. Так что многие вольны признать или не признать свою принадлежность к исламу. В Европе последние лет пять поговаривают о том, что в 2025-м году мусульманское население Старого Света возрастет до 40, а то и до 50%. Но уже сейчас очень многие эксперты подвергают такие прогнозы большим сомнениям. И главная причина в том, что уровень рождаемости среди мусульман в Европе стабильно падает. Все-таки они перенимают много европейских привычек.
После швейцарского референдума в очень многих европейских столицах – от Вены до Лондона – правительствам приходится теперь задумываться над тем, что и как делать, чтобы «швейцарский синдром» не передался на ту часть граждан, которая еще не видит в мусульманах опасности. В том, что швейцарцы дали всей Европе дурной пример, сомнений ни у кого нет. И в Париже, и в Берлине, и в Лондоне, и в других европейских центрах никто не может поручиться за то, что, случись такой референдум у них, результаты были бы противоположными швейцарским.
Итоги референдума означают, что нечто очень сильно меняется в материи европейской политической и религиозной толерантности. И не только лишь европейцы в этом виноваты.
Мы привыкли ругать за все расово нехорошее, что присутствует в Европе европейских правых, ультраправых, национальный радикализм, религиозное нетерпение, социальное неравенство, экономическую несбалансированность. Все это так. Все это, увы, есть в Европе. Но не надо бы забывать, что и с «другой стороны» конфессионального водораздела иногда звучат такие заявления, от которых не просто берет оторопь, а которые заставляют усомниться в том, хорошо ли понимают делающие их политические деятели возможные последствия таких слов. Швейцарская SVP вышла на референдум с жуткими рекламными плакатами, на которых Швейцария с ее белым крестом на красном фоне проткнута остриями минаретов. А сбоку еще и изображена женщина в парандже. Мол, всех это ждет. Эту идею SVP не взяла «с неба».
Слова о том, что минареты – это «штыки» мусульманской веры, несколько лет назад бросил турецкий премьер Тайип Эрдоган. Вяжется это с религиозной толерантностью или нет?
Самое поразительное в том, что еще накануне референдума почти все опросы общественного мнения в альпийской республике говорили совершенно об ином вероятном исходе. То, что инициировавшая его правая Швейцарская народная партия (SVP) смогла переломить настроения, говорит об очень тревожной общей тенденции. Если одна небольшая, но мощная правая партия в стране прямой демократии смогла так искусно заманить швейцарцев на референдум, где вопрос о минаретах умело был подменен, по сути, референдумом об отношении к вере и расе, то все ли в порядке с «прямой демократией»? Если одна партия в состоянии внедрить в национальное сознание примитивную популистскую идею и повернуть население к действию, то куда движется Европа?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции