Рейтинг@Mail.ru
Поступивших по конкурсу в Бауманку реже отчисляют из вуза – ректор - РИА Новости, 30.11.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поступивших по конкурсу в Бауманку реже отчисляют из вуза – ректор

Читать ria.ru в
Дзен
Всероссийская олимпиада по школьным предметам проводится во всех регионах России. Талантливые ребята также участвуют в вузовских и межвузовских олимпиадах. Среди них - конкурс инженерных школьных проектов «Шаг в будущее».

Всероссийская олимпиада по школьным предметам проводится во всех регионах России. Талантливые ребята также участвуют в вузовских и межвузовских олимпиадах. Среди них - конкурс инженерных школьных проектов «Шаг в будущее», ежегодно проводимый «Бауманкой». Об одном из самых популярных среди старшеклассников конкурсе РИА Новости рассказал ректор МГТУ имени Н.Э. Баумана Игорь Федоров.

- Игорь Борисович, расскажите, пожалуйста, как появился конкурс?

- Программу «Шаг в будущее» мы запустили еще в 1992 году. Тогда она распространялась только на Москву. У нас была вполне конкретная и ограниченная задача – привлечь внимание школьников к инженерным вузам и техническому образованию. В то непонятное время ребята не хотели и даже боялись идти в инженерные вузы. Потом, совершенно для нас неожиданно, конкурс «Шаг в будущее» получил необычайную популярность. К нам стали обращаться регионы с просьбой включить их в эту программу, и уже к 1994 году программа стала всероссийской. Сейчас в ней представлены 80 регионов России. По количеству участников мы почти догнали Всероссийскую олимпиаду.

- В чем отличие программы «Шаг в будущее» от Всероссийской олимпиады, проводимой по школьным предметам?

- Главная отличительная особенность и достоинство нашего конкурса – привлечение детей с инженерными способностями. Умение лучше многих решать задачи по школьным предметам, которого требует олимпиада, – совсем другое дело.

- Как проходит отбор участников?

- Отбор по программе «Шаг в будущее» осуществляется в два этапа. Сначала школьники демонстрируют собственные инженерные разработки. Их оценивает жюри. На втором этапе ребятам предлагается выполнить работы по математике, физике и русскому языку – аналог экзаменационных.

На мой взгляд, такая структура конкурса оптимальна: научно-теоретическая часть позволяет выявить те самые инженерные способности, которые сейчас так важны для студентов Бауманки и других подобных этому вузов, а экзаменационные работы позволяют сделать выводы об общем уровне знаний школьников.

- Что предлагают дети на конкурс?

- Порой мы видим удивительные изобретения. К примеру, в этом году одной из победительниц стала девочка - она сейчас учится у нас на 1-м курсе, - изобретшая луноход, который работает по совершенно новому принципу. С этой работой она уже ездила во Францию, на конкурс юных техников, и там изобретение получило высокую оценку.
Последнее время очень популярны различные разработки в сфере роботехники, в том числе и андроидам. Много таких и, казалось бы, простейших работ. Допустим, по усовершенствованию токарного станка. Как будто и нечего там уже менять, а посмотришь, и новый взгляд на старый станок позволяет открыть совершенно новые возможности по увеличению его производительности или снижению затрат электроэнергии.

- Какое значение имеет конкурс для инженерного образования?

- Конкурс этот просто жизненно важен. И вот почему: математики могут набирать себе студентов, руководствуясь результатами олимпиады по математике, физики – по физике, медики – по биологии. У инженерной науки такой возможности нет. Она не сосредоточена на каком-то отдельном предмете школьной программы, а охватывает целый спектр знаний из самых разных научных сфер. Комплексные проекты нашего конкурса показывают, насколько человек настроен на инженерное творчество, что он может, ведь изобретение нового механизма – это действительно творчество.

Конкурсы дают школьникам стимул идти в инженерные вузы, повышают к ним интерес, а вузам сейчас так не хватает одаренных студентов.
Работы участников оценивают профессионалы: профессора, академики – это тоже немаловажно. Таким образом, мы привлекаем подготовленных и увлеченных, тех, кто хочет и может заниматься инженерным изобретательством и будет двигать российскую науку и экономику.

- Какое будущее у инженерных конкурсов? Насколько они эффективны?

- Об эффективности можно судить хотя бы по данным наших мониторингов. Они показывают: ребята, поступившие по программе «Шаг в будущее», хорошо учатся и отчислений среди них существенно меньше, чем в среднем по университету. В этом году мы приняли порядка тысячи человек по результатам конкурса и, на мой взгляд, это исключительно талантливые молодые люди, которые еще проявят себя во время учебы и после.

Что касается вопроса о будущем конкурса, то сейчас иногда можно услышать такое: подобные программы – своего рода обходной путь для поступления в вуз, позволяющий «перескочить» положенные экзамены.

Конечно, в регионах не всегда добросовестно подходят к организации конкурса, и в результате на очередной этап проникают довольно слабые дети. Но сама идея инженерных «соревнований» не должна подвергаться сомнению. Если на региональном этапе такой школьник еще может выиграть, в финале все махинации выйдут наружу, и если, к примеру, за ребенка изобретение делал его папа, конкурсант не сможет ни ответить на вопросы комиссии, ни грамотно объяснить принцип действия изобретения.

Подавляющее большинство людей, знакомых с инженерным образованием и его проблемами, знают, как нужны в этой области талантливые люди. Необходимо, чтобы они шли именно в инженерные вузы, работали на реальную экономику. Поэтому я думаю, что конкурсы будут жить и развиваться.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала