Переход на систему «4+2» (бакалавриат – магистратура) приближает российское образование к мировым стандартам. Все чаще отечественные вузы открывают новые программы совместно с зарубежными. Однако разрыв между российским и западным образованием по-прежнему велик. О том, что из международной практики можно внедрять в российской магистратуре, РИА Новости рассказал проректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Борис Шапиро.
- Борис Юрьевич, каковы основные отличия западной магистратуры от российской?
- Одна из ярких характеристик западной магистратуры - ориентация на науку, развитие академических способностей обучающегося. Предполагается, что человек пришел с базовым образованием, чтобы углублять его и проводить исследования в выбранном направлении. Преобладающую часть времени студент должен проводить в библиотеке и осуществлять собственные изыскания под руководством тьютора. Объем собственно учебных часов относительно невелик: если в российской магистратуре их число составляет от тысячи до нескольких тысяч часов, то британская предполагает их во много раз меньше: всего несколько курсов, от четырех до восьми, причем все по выбору. Правда, в нашей совместной с Манчестерским университетом магистратуре все же есть несколько обязательных курсов.
На Западе нет такого понятия в магистратуре, как государственный стандарт, что позволяет гораздо более оперативно откликаться на запросы рынка. Сейчас, например, «в моде» коучинг – форма индивидуального консультирования в организационной психологии и управлении персоналом, и университет может добавить соответствующие курсы в действующие программы.
В рамках образовательных госстандартов наши университеты имеют гораздо меньше свободы. Хотя в связи с введением стандартов нового поколения, надеюсь, многое изменится.
- Как вам удается сочетать британские требования с российскими?
- Раз в пять лет мы проходим в Манчестерском университете аккредитацию - как Школа в целом, так и отдельные ее программы. Кроме того, внешние экзаменаторы из западных университетов выборочно проверяют итоговые работы студентов каждого года обучения. При разработке новой программы сначала мы опробуем пилотный вариант, затем представляем программу в Манчестер с просьбой ее утвердить. Каждую из программ курирует специалист из Манчестерского университета, с кем мы обсуждаем программы и кандидатуры преподавателей. В целом же мы учим по британской системе: малое количество обязательных курсов, много курсов по выбору, ориентация на самостоятельную работу студентов.
- Как реализуется возможность студентов выбирать курсы, и как в связи с этим складываются отношения университета с преподавателями?
- Курс по выбору читается, если на него записалось не менее восьми слушателей. На большинстве факультетов один-два обязательных курса, их читают штатные преподаватели. На курсы по выбору мы обычно приглашаем совместителей. После изучения курса студенты заполняют анкету, и если два года подряд они недовольны либо содержанием курса, либо качеством преподавания, то меняется преподаватель либо курс. Подобное можно внедрить во всех российских магистратурах.
- В западную магистратуру можно поступить с непрофильным бакалаврским дипломом. То же и в вашей Школе. Какие преимущества при этом получает студент?
- Давая возможность сменить профессию или уйти в какую-то смежную отрасль, мы обеспечиваем выпускникам значительно большую адаптивность к рынку труда. Но в рамках двухгодичной магистратуры трудно «с нуля» подготовить профессионала высокой квалификации. Однако с повышением необходимости усилить мобильность трудовых ресурсов, магистратура будет все больше принимать желающих обучаться в ней с непрофильным базовым образованием. Трудности в этом плане: учебный план единый и включение в сетку часов дополнительных занятий для тех, у кого бакалаврский диплом по другому профилю, требует значительных организационно-финансовых ресурсов. На Западе в магистратуру принимают людей с разным образованием, но все зависит от программы и квалификационных требований к выпускникам. На психологическое консультирование, к примеру, человека с непрофильным образованием не возьмут. Видимо, аналогичная практика будет развиваться и у нас.
- Какие еще принципы западной магистратуры, на ваш взгляд, можно ввести в России?
- Практически все. Хорош принцип, принятый и в нашей Школе – письменная форма отчетности, предполагающая развитие навыков академического письма.
Также целесообразна система двойного анонимного оценивания, когда итоговую работу студента проверяют, независимо друг от друга, два преподавателя, причем фамилия автора работы преподавателям неизвестна. Это повышает объективность оценки.
Очень полезна ориентация на самостоятельную исследовательскую и проектную работу студентов, но в технических науках может возникнуть проблема с обеспечением лабораториями, оборудованием.
На мой взгляд, продуктивным было бы расширение свободы наших университетов в разработке программ, в первую очередь коммерческих, не бюджетных. Они более гибкие и быстрее откликнутся и на запросы рынка, и на новые социальные заказы. Государство же, если оно оплачивает обучение в высшей школе, должно быть заинтересовано в получении специалистов определенного профиля.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости