Уже несколько лет российским учителям начисляют зарплату по новой системе оплаты труда (НСОТ). Более 30 регионов пользуется при этом модельной методикой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. О том, как работает НСОТ в регионах, РИА Новости рассказала заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки России Татьяна Куприянова.
- Татьяна Викторовна, каким образом введение НСОТ отразилось на зарплатах учителей?
- Размер зарплаты сильно различается в зависимости от возможностей регионов. Там, где на это дополнительно выделяются деньги, зарплаты повысились в среднем на 20-30%, а где-то, как в Саратовской области, - на 50%. Но в связи с необходимостью регионов одновременно вкладывать средства в повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом в январе 2009 года, возможности регионов снизились.
- Что представляет собой модель начисления зарплаты, предложенная Минобрнауки?
- Она предполагает разделение зарплаты на две части: базовую и стимулирующую. Базовая зависит от количества детей в классе, нагрузки, квалификации учителей.
При этом молодые учителя преимущественно остаются «в проигрыше», ведь стимулирующих надбавок им практически не начисляют: они еще не успели показать себя, а нагрузка у них, как правило, меньше, чем у опытного учителя, так что получают они зачастую на уровне обслуживающего персонала: 4,5-5 тысяч рублей в месяц.
Что касается влияния учителя на наполняемость класса, то этот показатель вне сферы его участия, особенно с учетом демографической ситуации.
Так что в целом модель позволяет неплохо решать управленческие задачи - оптимизации сети образовательных учреждений, повышения эффективности расходов на образование, но задачу совершенствования оплаты труда она решает гораздо слабее.
- Как введение НСОТ сказалось на нагрузке учителей?
- Нагрузка значительно возросла. Чтобы повысить зарплаты учителям, в школах сокращаются ставки педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей групп продленного дня. Их обязанности во многом возложены на учителей с тем, чтобы обеспечить занятия с детьми в том числе и во второй половине дня.
И хотя введение НСОТ сопровождалось обещаниями оплаты всех видов работ, ранее не оплачиваемых, реальная оплата неадекватна возросшей интенсификации труда учителей.
- Как учесть рабочее время учителя?
- Объективных научно обоснованных методов нет. В Трудовом кодексе прописано не более 36 часов в неделю. Для учителей начальной школы - 20 учебных часов, для учителей-предметников в основной и средней школе – 18 часов.
Но если у учителя 22 часа учебной нагрузки плюс проверка тетрадей, подготовка к урокам, работа в кабинете, с родителями, классное руководство, освоение программ и учебников (они за последние 20 лет часто меняются), нагрузка возрастает и до 60 часов.
- Как сами учителя оценивают введение НСОТ?
- Повышение зарплаты оценивают, конечно же, положительно. Но к возросшей дифференциации относятся по-разному. Ведь было обещано повышение зарплаты, причем значительное, а то, что повышение будет неодинаковым, все поняли не сразу.
Сейчас из-за кризиса идет сокращение фондов оплаты труда. Гарантированную часть – ставку заработной платы - сократить нельзя, стимулирующую - легче, и ее сокращают. Например, она составляла 20-25% в фонде оплаты труда, сейчас - 7-8%. При этом декларируется несокращение зарплат и выполнение социальных обязательств.
Кроме того, введение НСОТ никак не изменило ситуации с соблюдением трудовых прав учителей. Хоть трудовой договор и заключается в письменной форме, но в большинстве школ обязанности каждого учителя в договорах указаны лишь в общей форме. Перечисление конкретных должностных обязанностей, как правило, отсутствует, и не указывается ни размер ставки заработной платы, ни условия начисления стимулирующих выплат.
- Как, на ваш взгляд, можно было бы усовершенствовать НСОТ?
- Правительство РФ должно установить базовые ставки заработной платы и оклады как минимальные государственные гарантии оплаты труда по всем профессиональным квалификационным группам работников в бюджетных учреждениях в зависимости от квалификации, сложности и ответственности выполняемых работ.
Также следует принять меры, чтобы убрать резкую дифференциацию в оплате труда учителей равной квалификации, обусловленную лишь разными возможностями регионов.
Необходимы глубокие научные исследования на основе контрольно-измерительных материалов для оценки учительского труда.
И очень важно, чтобы гарантированная часть зарплаты оставалась величиной преобладающей и весомой.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости