Программы ведущих бизнес-школ аккредитованы в авторитетных международных организациях. Одна из них – Международная ассоциация выпускников МВА (AMBA, штаб-квартира в Лондоне) - аккредитовала программы восьми российских бизнес-школ. Чем отличаются требования, предъявляемые британскими экспертами, от российских стандартов, в интервью РИА Новости рассказал ректор Института экономики и финансов «Синергия» Михаил Иоффе.
- Михаил Яковлевич, зачем международная аккредитация нужна российским бизнес-школам?
- На мой взгляд, главное здесь то, что сам процесс получения аккредитации способствует повышению качества образования: за время работы аккредитационной комиссии школа подтягивается до заданных стандартов. Но, разумеется, это и вопрос престижа. Наличие аккредитации гарантирует, что программа МВА соответствует общепризнанному качеству, что бизнес-школа, которая ее реализует, узнаваема в Европе.
- Как принимается решение, достойна бизнес-школа аккредитации или нет?
- Сначала школа направляет в ассоциацию материалы о своей работе, включая годовой отчет. После их рассмотрения в школу приезжает специальная комиссия. Эксперты слушают доклад руководителя бизнес-школы и других менеджеров, беседуют с 10-15 ведущими преподавателями и 15-20 студентами. Иногда просят устроить встречи с работодателями и выпускниками. Последних спрашивают об их карьерном росте, увеличении уровня доходов, о влиянии на все это учебы в бизнес-школе. На основании полученной информации принимается решение.
АМВА позволяет аккредитовать не только школы в целом, но и отдельные программы. Я считаю, это правильно: трудно сравнить такие университеты, как, например, Плехановка и Бауманка, а их программы в области бизнес-образования вполне сопоставимы. Бизнес-школа может быть средненькой, а ее отдельная программа – выдающейся. Есть школы с большим спектром программ, а бывает, что их всего 4-5, зато они более проработаны и известны на международном уровне.
Аккредитацию АМВА нужно продлевать раз в пять лет. В нашем институте сейчас аккредитовано четыре программы МВА: совместная с университетом Дарема (Великобритания), вечерняя, модульная (очно-заочная) и дистанционная. В 2011 году все они должны пройти процедуру аккредитации заново.
- Почему российские бизнес-школы чаще обращаются за аккредитацией именно в АМВА? Ведь есть и другие авторитетные ассоциации – например, AACSB в США, EFMD – в Европе.
- Мы живем в Европе, интегрируемся в Европу, и большинство совместных программ в области бизнес-образования разрабатывается с европейскими школами, в том числе с британскими. На сегодня аккредитацию АМВА имеют 160 бизнес-школ в разных странах, включая США и Канаду, и нас это вполне устраивает. Можно, конечно, попробовать аккредитоваться где-то еще, но лучше сосредоточиться на чем-то одном. К тому же получить аккредитацию AACSB очень сложно – надо иметь кампус, развитую инфраструктуру, и это под силу только большим университетам. Если претендовать на аккредитацию EFMD – Европейского фонда развития менеджмента, необходимо иметь 25-30% иностранных преподавателей.
- Насколько требования АМВА отличаются от требований российских государственных стандартов?
- В России сильно завышено количество лекционных часов по сравнению с Европой – Минобрнауки требует для программы МВА не менее 750 часов, а АМВА – 500. Это вызывало трудности, когда мы получали британскую аккредитацию впервые.
Большое внимание в АМВА уделяется качеству профессорско-преподавательского состава, при этом – в отличие от российских требований – не так важно, являются ли преподаватели кандидатами или докторами наук. Главное – публикуются ли их статьи в международных журналах. Обязательно наличие собственных авторских работ среди методических пособий, используемых в школе.
Большая часть преподавателей должна состоять в штате, но, на мой взгляд, это условие трудно соблюсти, когда речь идет об МВА: хороших преподавателей не так много, и если совместитель читает лекции плохо, его уволить легче, чем штатного лектора.
Обращают внимание и на стаж слушателей: где они работают, занимают ли руководящую должность. Еще одно требование касается количества иностранных студентов – у нас около 10% иностранцев представляют страны СНГ. Хотя, на мой взгляд, применительно к российским МВА гораздо важнее узнать, какой процент слушателей составляют руководители из регионов. Ведь в российской глубинке практически нет вузов, которые способны реализовывать качественные программы МВА, приехать на постоянную учебу в столицу люди не могут, и очень востребовано дистанционное обучение в сочетании с установочными лекциями и экзаменами раз в полгода.
- Какие изменения ожидаются в требованиях АМВА в 2011-м году?
- Требования будут ужесточаться – об этом в начале ноября говорил представитель АМВА на 13-й международной конференции Российской ассоциации бизнес-образования. Во все изучаемые дисциплины будет введен раздел, касающийся этики и социальной ответственности, – в условиях глобализации экономики это играет большую роль.
Кроме того, все большее внимание будет уделяться изучению иностранных языков. Если выпускники МВА не знают английского языка, вряд ли у них будет серьезный карьерный рост, и они не внесут улучшения в развитие производства, сферы услуг в условиях глобальных изменений.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости