Совместимо ли школьное обучение с занятиями наукой? Чему посвящены доклады российских детей на конференциях за рубежом? О проблемах приобщения детей к научным исследованиям в интервью РИА Новости рассказал соучредитель Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», замдекана факультета психологии и педагогики Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Алексей Обухов.
- Алексей Сергеевич, если человек начинает заниматься наукой в школьном возрасте – это серьезно? Вряд ли дети могут проводить основательные исследования и тем более делать открытия…
- На самом деле, дети могут многое. Есть достаточно примеров из моей собственной практики, когда школьники увлеченно занимаются наукой и не уступают студентам в стремлении познать и изучить новое.
Например, в Москве школьники посещают Дом научно-технического творчества, где проводят исследования в самых разных областях: анализируют документы, работают в лабораториях, ездят в экспедиции.
В прошлом году мы организовали комплексную экспедицию «Алтай-2008», в которой, наряду со студентами, приняли участие более 200 школьников.
По направлению «Социокультурная психология и антропология» старшеклассники изучали бытовую культуру и народные промыслы, мировоззрение и религиозные практики казахов и алтайцев. Химики и биологи исследовали почвы, водоемы, флору и фауну, а астрономы наблюдали 1 августа полное солнечное затмение.
По окончании экспедиции собранные данные были превращены в доклады, с которыми ребята выступали на конференциях в разных регионах России и за рубежом. В рамках исследовательских проектов последних лет ученики выступили на конференциях в Чили, Мексике, Перу, ЮАР.
- Зачем исследования нужны школьникам?
- В младшем школьном возрасте исследование – это эффективное средство развития личности, помогающее ребенку самостоятельно осваивать окружающий мир, выстраивать активную жизненную позицию, присваивать общечеловеческие ценности познания. Если с детства прививать человеку навыки исследовательской деятельности, у него складывается особый тип мышления – исследовательский, развивается любознательность, ответственность, целеустремленность, инициативность, его отношение к миру становится не потребительским.
Исследование для старшеклассника – это путь к профессионализации. Точно так же, как и студент, ученик может в течение нескольких лет изучать интересующую его тему, и при поступлении в вуз это поможет ему осознанно выбрать профессию.
Любой ребенок настроен на восприятие всего нового и непознанного, но не следует «перегибать палку» и стремиться сделать из него кандидата наук. И родители, и педагоги должны понимать: то, что ребенок в раннем возрасте что-то изучает, еще «не предвещает» для него в будущем карьеры ученого.
Такая преждевременная профессионализация опасна, когда родители и учителя заставляют ребенка заниматься той или иной наукой, ограничивая его свободу.
- Какую роль играет исследовательская деятельность детей в зарубежных школах?
- В ряде государств Европы это массовая школьная практика, а, например, в США участие в исследованиях является дополнительной платной услугой. Недавно я был в Мексике на конференции по научно-техническому творчеству молодежи – в этой стране исследования практикуются почти во всех школах.
Вообще на Западе научная деятельность гармонично встраивается в школьную жизнь, поскольку в школах доминирует идея сотрудничества, отношения «учитель-ученик» демократичны, в России же до сих пор преобладает авторитарная традиция массового образования, в основе которой - передача знаний от учителя к ученику, но не продуктивный диалог равноправных личностей.
- Означает ли это, что масштабы и перспективы развития научного творчества школьников в России ограничены?
- В нашей стране оно пока не является массовым, но большинство детей, вовлеченных в науку, занимаются очень серьезно.
В середине ноября в Москве прошла четвертая научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», на которой несколько сотен педагогов из более, чем сорока регионов России и шести зарубежных стран обсудили вопросы совершенствования нормативной базы, ресурсного обеспечения и общественной поддержки школьных исследований.
Уже в 2010 году проведение исследовательских работ и выполнение проектов в школах планируется сделать обязательным, для чего в федеральные образовательные стандарты будет введен соответствующий норматив.
Но на практике все сложнее – нужно подготовить к такой работе педагогов. Культура организации исследовательского творчества выращивается годами, требует грамотного научно-методического сопровождения.
Научное творчество в школе пока не должно быть массовым – есть риск девальвации идеи. Но интерес к исследованиям как способу самостоятельного познания мира, других людей, самого себя важно прививать ребенку с первых ступеней образования.
Другая проблема - «погоня» за поступлением в вуз. Сейчас результаты некоторых исследовательских конкурсов приравниваются к результатам олимпиад, то есть дают возможность поступить вне конкурса.
Есть риск, что школьники начнут выполнять исследования «любой ценой», без истинной познавательной мотивации, исключительно с надеждой получить освобождение от единого госэкзамена.
Материал подготовила Елена Гладышева (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости