Рейтинг@Mail.ru
Леонид Вардомский: любой союз - это потери и приобретения - РИА Новости, 27.11.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Леонид Вардомский: любой союз - это потери и приобретения

© РИА Новости / Анна ШелеповаРуководитель Центра постсоветских исследований, доктор экономических наук, профессор Института экономики РАН Леонид Вардомский
Руководитель Центра постсоветских исследований, доктор экономических наук, профессор Института экономики РАН Леонид Вардомский
Читать ria.ru в
Дзен
27 ноября в Минске на заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) соберутся главы России, Казахстана и Белоруссии. Ожидается, что президенты утвердят таможенный кодекс, единый таможенный тариф и единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза трех государств. Мнением о рисках и перспективах образования Таможенного союза с корреспондентом РИА Новости поделился Леонид Вардомский.

27 ноября в Минске на заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) соберутся главы России, Казахстана и Белоруссии. Ожидается, что президенты утвердят таможенный кодекс, единый таможенный тариф и единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза трех государств.

Мнением о рисках и перспективах образования Таможенного союза с корреспондентом РИА Новости Анной Шелеповой поделился руководитель Центра постсоветских исследований, доктор экономических наук, профессор Института экономики РАН Леонид Вардомский.

- Леонид Борисович, много ли подготовительных вопросов осталось на повестке дня?

- С момента подписания соглашения «О едином таможенно-тарифном регулировании» начнет работать Комиссия Таможенного союза. С 1 января 2010 года вступит в силу единый таможенный тариф. Но сам Таможенный союз будет запущен со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Это произойдет первого июля 2010 года. В этот же момент будет снят таможенный контроль на российско-белорусской границе, а через год - на российско-казахстанской.

Однако остались нерешенными некоторые принципиальные вопросы. Не решен вопрос о том, как же государства будут делить таможенную пошлину? К примеру, собрали в Казахстане, а товар-то идет по всему Таможенному союзу. Как правильно делить? Есть вариант: пропорционально оборотам, но усложняет ситуацию то, что у России, к примеру, есть собственная граница с Китаем.

Так же речь идет об унификации пошлин. Скажем, на ввозимый сахар-сырец в Казахстане низкая пошлина, а в России с Белоруссией высокая, потому что Россия и Белоруссия выступает в качестве производителей. Выбрать внешний тариф, который устраивал бы все страны, требует немалого времени. А все делалось в предельно сжатые сроки.

Надо учитывать, что экономики стран формировались, в рамках единого народно-хозяйственного комплекса. Каждая советская республика специализировалась на перечне конкретных товаров. Страны не конкурировали, поскольку редко когда производили одну и ту же продукцию. Госплан отслеживал специализацию отдельных республик.

Когда Советский Союз распался, стали распадаться и сложившиеся в советское время связи. Но это длительный процесс. Страны «убили» довольно много времени на создание импортозамещающих производств. Словом, в создании Таможенного союза много моментов, которые требуют глубоких оценок, в том числе и перспективных Думаю, что после подписания документов начнутся вскрываться разные вопросы и противоречия. Может получиться по известному у нас принципу: хотели как лучше, а получилось, как всегда. Нужны механизмы раннего предупреждения рисков. В ЕС более 10 лет отлаживали подобные механизмы.

- Как быть с тем, что в концепции Таможенного союза много противоречивых моментов?

- В Казахстане и Белоруссии не производят легковые автомобили. В России эта отрасль наоборот довольно развита. В последние годы был сделан определенный рывок за счет сборочных производств. А какой смысл Белоруссии и Казахстану защищать свой рынок от импорта автомобилей? Это означает удорожать продукцию для национальных пользователей.

Для нас же важно, чтобы была таможенная защита российского автопрома. Поэтому действует повышенный таможенный тариф на ввозимые иномарки (30 процентов - прим. автора).

По другим товарным позициям путем переговоров пришли к выводу: где-то кто-то кому-то уступает. Видимо, противоречия будут улаживаться в рабочем порядке. В целом пока до сих пор непонятна реальная цена этого проекта для каждой страны-участницы. Что страны выигрывают, что теряют? По теории должны выиграть все. Но в реальной практике этого происходить не будет. В связи с этим надо искать возможности каких-то компенсаций. Скажем, в ЕС были созданы специальные структурные фонды. Те страны, которые несли убытки, получали компенсационные деньги на развитие инфраструктуры, на создание рабочих мест, на образование.

Если что-то закрывалось в результате конкуренции внутри ЕС, то начиналась миграция рабочей силы. Мне кажется, отсутствие механизма компенсаций - это недостаток Таможенного союза.

- Какие преимущества Таможенный союз дает России?

- Расширение рынка. Правда, для нас рынок не сильно расширяется. В России 140 миллионов человек, а в Казахстане - 15 миллионов и в Белоруссии - 10 миллионов. Больше все-таки выгадывают как раз они, потому что именно перед ними открывается рынок России.

Но речь идет о том, чтобы были товары собственного производства. А товары третьих стран должны контролироваться и облагаться на внешних границах союза. Главный выигрыш - для национальных производителей, которые получают более широкое рыночное пространство.

На этой основе развивайся, осваивай новые производства, продавай. По теории таможенный союз должен ускорить процессы модернизации экономики стран-участниц. Повысить их глобальную конкурентоспособность. Но даст ли это результат - я не уверен. Нет уверенности потому, что в разгаре кризис, необходимость осуществления антикризисных мер. Неизвестно, как долго продлится выход из кризиса. В общем, не вполне ясно, как этот проект будет увязан с решением текущих проблем стран.

 - Каковы риски?

 - Любой союз - это потери и приобретения. Какая-то часть бизнеса будет испытывать жесткую конкуренции, будет вынуждена либо повысить конкурентоспособность, либо перепрофилироваться, либо закрыться и уйти с рынка.

У нас экономики специфические, они монополизированные, много прикормленных компаний, а они конкуренции не любят. Будут жаловаться, всякое может быть… То есть, это не будет гладкая дорога, она будет противоречивой, конфликтной. Насколько хватит мудрости и готовности к компромиссам, чтобы смотреть на это все не через баланс прикормленных фирм, а интересов стран в целом. Словом, есть большие риски, что этот проект может разделить участь других проектов. Риски связаны с тем, что наши политические руководители привыкли управлять в ручном режиме. Таможенный союз накладывает на это определенные ограничения.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала