МОСКВА, 27 ноя - РИА Новости. Пропавшее либретто знаменитой кукольной оперы Йозефа Гайдна "Шабаш Ведьм" обнаружили сотрудники библиотеки герцогини Анны Амалии (Herzogin Anna Amalia Bibliothek) в городе Веймар, сообщает местное немецкое издание Thueringischen Landeszeitung.
После тщательного исследования маленькой тетрадки, веймарские библиотекари выяснили, что это текст работы великого композитора, которую он сочинил в 1773 году в родовом замке князя Эстерхази, расположенном в 30 километрах от Вены. Партитура либретто до сих пор не найдена.
В июне 2008 года, когда библиотекари Агелика фон Виламовитц-Меллендорф (Angelika von Wilamowitz-Moellendorff) и Антония Никель (Antonia Nickel) составляли новый каталог для 15 тысяч работ собрания "Фауста", неожиданно они обнаружили маленькую неприглядную книжечку.
"Тетрадь была упакована в небольшую серую обложку, и Антониа Никель тогда сказала: "Я уверена, что это либретто", - цитирует издание слова Виламовитц-Меллендорф.
Внутри обложки была вложена карточка, где было указано имя коллекционера из Лейпцига Герхарда Штумме (Gerhard Stumme), это и стало для библиотекарей первым признаком того, что найденное либретто принадлежит перу Гайдна. Однако конкретной ссылки на автора, время создания произведения и место они не обнаружили.
Какова же была радость сотрудниц библиотеки Веймара, когда исследователи Института Гайдна в Кельне подтвердили их чаяния: в мире не известно больше никакой другой оперы для театра марионеток с таким названием, о которой в 1810 году упомянул первый исследователь биографии великого композитора, знавшие его еще при жизни, Альберт Кристоф Дис (Albert Christoph Dies).
После этого ученые сравнили обнаруженный текст с сохранившимися программками оперы "Шабаш Ведьм" театра Эстерхази, что развеяло всякие сомнения - текст программок для оперы театра марионеток, оформление, печать и даже тип бумаги полностью совпадали с оформлением и текстом тетради.
В 1773 году Гайдн представил публике замкового театра князя Эстерхази три произведения: оперу "Обманутая неверность" ("L'infedelta delusa"), пьесу "Филемон и Бавкида" ("Philemon und Baucis") и оперу "Шабаш Ведьм" ("Hexenschabbas") на немецком языке для театра марионеток.
Подлинная рукопись либретто, предположительно, пропала при пожаре в замке в 1795 году. О том, как именно происходила постановка спектакля неизвестно, однако по воспоминаниям современников становится понятно, что кукольная опера, где главными действующими лицами были гномы и ведьмы, пользовалась успехом. Первая сцена оперы начинается со слов: "Сцена представляет место, где ведьмы собираются и готовятся к встрече и ночному веселью...".
Известный австрийский Йозеф Гайдн родился 1 апреля 1732 года в городе Рорау и с детства увлекался музыкой: пел в хоре, обучался игре на разных инструментах. В 1761 году был принят на службу музикдирекотора к графу Морцину, после чего занял должность вице-капельмейстера при дворе князя Пауля Антона Эстерхази, представителя знаменитой аристократической семьи венгерского происхождения. В обязанности Гайдна входило руководство ансамблем из 15-20 музыкантов и сочинение музыки по требованию работодателя.
За свою долгую жизнь, композитор скончался 31 мая 1809 года в Вене, Гайдн написал огромное количество самых разнообразных пьес, концертов, опер, симфоний, ноктюрнов и фантазий. Международное признание пришло к великому музыканту после смерти князя Эстерхази в 1790 году, когда его пригласили в Великобританию для работы над симфоническими произведениями. В Лондоне он сочинил и с сокрушительным успехом исполнил свои последние 12 симфоний №№ 93-104, там же были написаны Концертная симфония для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром, ряд хоров, фортепианных сонат и трио, песни. В Великобритании Гайдн был удостоен степени почетного доктора Оксфордского университета, выступал перед королевской семьей.
Свойственные Гайдну дух изобретения и склонность к энергичному, интенсивному развитию музыкальных идей проявились в квартетах, некоторые из которых характеризуются виртуозным и блестящим письмом, свидетельствующим об их исполнении не столько в камерных салонах, но и в огромных концертных залах. Поздний период творчества композитора был отмечен также созданием двух монументальных ораторий - "Сотворение мира" в 1798 году и "Времена года", которые он написал в 1801 году. Первая из них построена по модели библейской оратории немецкого композитора Георга Фридриха Генделя, а вторая представляет собой цепь ярких, колоритных эпизодов, а не единое вокально-симфоническое целое. В 1959 году в родном городе композитора Рорау был открыт музей Йозефа Гайдна.