Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Мало кто сейчас и вспомнит, что много лет назад Монголия стала, после РСФСР, следующим в истории Азии социалистическим государством. Так вот, нашему бывшему социалистическому соседу 26 ноября исполняется 85 лет: в тот день, в 1924-м году была основана Монгольская народная республика (МНР). Такого государства больше нет на карте: в 1992-м монголы, «под впечатлением» распада СССР, переименовали МНР просто в Монголию. Дата – прекрасный повод поговорить о том, как нам дальше жить с нашим добрым соседом, которого мы тщательно выращивали, оберегали, а потом просто бросили в бурные 90-е.
Россия, по сути дела, только сейчас до конца осознала необходимость возвращения в Монголию (хотя начался процесс на рубеже 90-х и 2000-х). Примерами могут служить визиты весной 2009-го в Улан-Батор премьер-министра Владимира Путина, а в августе - президента Дмитрий Медведева. Некоторые эксперты этому рады. Другие говорят, что делать что-либо уже поздно: былую любовь потомков Чингисхана вернуть будет трудно. Они уже смотрят в иную сторону. И виноваты в этом только мы.
Монголия ХХ-го века была Монголией СССР, почти что его протекторатом. Мы покупали около 90% всего, что в состоянии была произвести страна: медь, молибден, цинк, уголь, скот, мясо, шерсть, шкуры и пр. В 2009-м из всего этого Китай покупает 79%, Канада 9%, а Россия уже только 3%.
Мы сначала так «привязали» Монголию к себе, что никто, даже КНР, был не в состоянии «отвязать» монголов от СССР. Они учились в наших институтах и университетах, в профтехучилищах. Мы строили для них крупные промышленные комбинаты, главный из которых – Эрдэнэтский молибденово-медный горно-обогатительный комбинат - до сих пор прекрасно работает. Ему за 40 лет, и он сейчас выдает по 400 тыс тонн первосортного медного концентрата в год. Строили армию, обустраивали границу с Китаем, строили железные дороги, строительные комбинаты, поставляли машины, технику и оборудование. Да что там говорить – даже жена бывшего лидера МНР Цэдэнбала была «из наших, из славян» - Анастасия Ивановна Филатова-Цэденбал. К слову сказать, до женитьбы секретарь комсомольской организации Министерства торговли СССР.
И в 90-х все это рухнуло. Рухнуло причем до такой страшной степени, что в 2000-м ООН вынуждена была объявить Монголию государством на грани всеобщего голода. К тому году в государстве, которое в основном оставалось аграрным (вопреки утверждениям о том, что оно превратилось в развитую аграрно-промышленную страну), случилась невероятно жестокая зима, и монголам пришлось забить почти половину всего их совокупного стада скота (включая лошадей, коров, овец, верблюдов и пр.), общая численность которого оценивалась тогда примерно в 33,5 млн голов. Это более чем в 10 раз больше, чем все человеческое население Монголии, которое проживает на территории размером примерно с три Франции.
Монголы тянулись к нам изначально. Теперь все совершенно иначе. Теперь КНР с такой силой внедряется (и уже внедрился за счет «российского вакуума 90-х») в соседнюю Монголию, что нас почти вытеснили. Теперь нам почти с боем приходится отвоевывать все то, что было взято миром. Теперь в Монголии почти все сплошь китайские, японские, корейские, малазийские товары ширпотреба и продовольствие.
Раньше монголы нередко эмигрировали в соседний Казахстан. Теперь они все больше посматривают на соседний Китай. Кстати, Монголия – это страна, где проживает меньше всего монголов мира. Из 9 млн монголов, по последней статистике, только 3 млн (оценочные данные на июль 2009-го) живут в Монголии. Самое большое монгольское население – 5 млн – сосредоточено в китайской Внутренней Монголии.
Монголы теперь смотрят в другие стороны не только экономически, но и политически. Они отныне регулярно проводят военные маневры с США и активно поддерживают все американские «начинания» в Ираке и Афганистане. Для монголов в realpolitic превратилась сегодня не тесная связь со своим некогда главным и единственным «донором», СССР, а «вальсирование» с США и НАТО. Если Италия, Болгария, Венгрия, Польша, Латвия, Украина всерьез подумывают отозвать свои воинские контингенты из Ирака, то монголы, напротив, их готовятся наращивать. И в Ираке, и в Афганистане. Президент Буш, будучи с 4-х часовым визитом в Улан-Баторе еще в 2005-м году, объявил, что «монгольские вооруженные силы служат делу свободы, и вооруженные силы США горды служить рядом с такими бесстрашными воинами». И затем сфотографировался у памятника Чингисхану.
Ну, «друг Джордж» выдавал коленца и почище этого. Но дали, в которые забрались сегодня монгольские миротворцы, не снились даже Чингисхану. Роты и батальоны монголов, их наблюдатели служат сегодня не только в Ираке и Афганистане, но и в Конго, в Дарфуре, в Западной Сахаре, в Косово. Монголия на сегодня развилась настолько, что даже зарегистрировала в 2003-м году при британском Ллойде свой собственный Судовой регистр. Теперь она вторая (после Казахстана) страна мира, которая, не имея никакого выхода к океану, имеет собственный флот. Он ежегодно приносит ей доход в 20 млн долларов.
Президент Медведев был в Улан-Баторе с визитом 25-25 августа этого года. Официальный повод – 70-летие победы при Халхин-Голе. Главное соглашение, которое было подписано – создание на паритетных началах СП по добыче урана, до 2 тыс. тонн в год. После добычи предполагается его экспорт. Но вот с углем, а его в Монголии богатейшие запасы, дело, похоже, не «выгорает». На совместную с монголами разработку месторождений угля, в частности, наиболее перспективного Таван-Толгой (оценочные запасы 6 млрд тонн), претендует Китай.
В общем, визит Медведева начал сдвигать дело с мертвой точки. Но только начал. Дойдет ли это дело до снятия множества препон, стоящих перед российскими добывающими и обрабатывающими компаниями в Монголии, не совсем ясно. Монголы не спешат. У них теперь есть такие богатые соседи, как китайцы и японцы. К ним уже внедряются американцы и канадцы.
Обнадеживает во всем этот только одно. Россия никуда от Монголии никакими тектоническим процессами в обозримом будущем оторвана быть не может. Значит, торговать сырьем и всем прочим мы будем и дальше. Только вот как бы не пришлось в недалеком будущем нам покупать монгольские товары, произведенные на предприятия, принадлежащих китайцам, на оборудовании из США или Японии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции