Ильгар Велизаде, политолог (Азербайджан).
24 ноября в Ульяновске в рамках рабочего визита в Россию президента Азербайджана состоялась встреча Ильхама Алиева с Дмитрием Медведевым. «Если бы у всех в мире были такие отношения, как между Россией и Азербайджаном, - сказал Алиев, то в мире не было бы проблем».
В общем-то, этих слов вполне достаточно, чтобы дать характеристику уровню двусторонних отношений, а заодно и показать их стратегическую направленность. Тут, как говорится, вопросов нет.
Есть лишь интерес практического свойства, который можно выразить вопросом: какие конкретные стратегические дивиденды могут дать эти отношения?
Для Азербайджана, у которого во главе угла его внешней, да и внутренней политики стоит проблема карабахского урегулирования, этот вопрос отнюдь не риторический.
Почти год назад в Москве при посредничестве президента России руководители Армении и Азербайджана подписали декларацию, получившую впоследствии название Майендорфская или Московская, которая ознаменовала собой начало нового этапа в урегулировании карабахского конфликта. Президент Медведев выступил с инициативой быть личным посредником в переговорах президентов Алиева и Саргсяна. С этого самого времени контакты лидеров конфликтующих сторон заметно активизировались, появилась надежда на то, что уже в самое ближайшее время будет найдено компромиссное решение, позволяющее приступить к последовательному разрешению самого застарелого конфликта на постсоветском пространстве.
Обращает на себя внимание, что весь прошедший год главы Азербайджана и Армении работали в тесном контакте с руководством России, что подтверждает ту весомую роль, которую играет Москва на этом этапе переговорного процесса.
Вот и на этот раз Ильхам Алиев прилетел в Ульяновск, буквально через день после своего возвращения из Мюнхена, где провел очередную встречу с Сержем Саргсяном. Это была уже шестая по счету встреча двух лидеров в текущем году.
Примечательно, что еще летом, когда при посредничестве Дмитрия Медведева в Санкт-Петербурге и Москве встречались оба президента, по крайней мере, у азербайджанской стороны был очевидный оптимизм. Он был связан прежде всего с ожиданиями прорыва из той патовой ситуации, которая характеризовала переговорный процесс азербайджано-армянского урегулирования на протяжении последних 15 лет. Однако, после подписания турецко-армянских протоколов в октябре, оптимизм сменился тревожными ожиданиями. Они сопровождались меседжеми азербайджанского руководства, дающими понять, что армянская сторона по отношению к Азербайджану настроена по-прежнему не конструктивно, и лишь тянет время, чтобы добиться очевидного прогресса на турецком направлении. С другой стороны, Азербайджан показал, что не намерен ждать бесконечно долго, и в случае необходимости оставляет за собой право применить силу для освобождения своих земель.
Так было вплоть до Мюнхена. Позже уже в Баку президент И. Алиев в беседе с главой администрации президента России С. Нарышкином охарактеризовал встречу с президентом Армении С. Саргсяном в Германии как успешную.
«По информации Ильхама Гейдаровича, на встрече было достигнуто определенное продвижение, определенный оптимизм имеется», - сказал Нарышкин в интервью телеканалу «Вести» по итогам своего пребывания в столице Азербайджана.
Вместе с тем С.Нарышкин, ссылаясь на разговор с И.Алиевым, отметил, что в нагорно-карабахском урегулировании «большую часть пути еще нужно будет пройти».
В беседе с Дмитрием Медведевым 24 ноября Алиев вновь поднял тему прошедшей в Мюнхене встречи. По сообщению пресс-секретаря главы российского государства Натальи Тимаковой, «президент России приветствовал позитивное движение переговорного процесса и заверил коллег в том, что Москва и дальше будет прилагать все необходимые усилия для достижения урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта».
В Баку хорошо понимают, что правильное выстраивание отношений с Россией не позволит, в ближнесрочной перспективе, осложнить ситуацию вокруг урегулирования карабахской проблемы, а в более отдаленной перспективе вполне возможно рассчитывать и на более конкретные результаты.
В плане поэтапного решения карабахской проблемы зафиксирована возможность возвращения оккупированных территорий вокруг территории бывшей НКАО. В этом случае азербайджанская сторона скорей всего пойдет на деблокирование путей и как следствие - беспрепятственную реализацию проектов по поставке оборудования для строительства крупных промышленных объектов в Турции через территорию Азербайджана и Армении.
Развитие транспортного сообщения южных регионов России с Турцией, а также Арменией, Азербайджаном и Ираном сулит всем участникам этого движения несомненные выгоды.
Но все это возможно лишь при достижении реального прогресса в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, в котором Россия играет важную роль. Что же касается Азербайджана, то его руководство не упускает возможности напомнить своему северному соседу, как важно не потерять исторический шанс этой ролью воспользоваться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции