МОСКВА, 25 ноя - РИА Новости. Седьмой ежегодный грантовый конкурс музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» стартовал в среду в Москве, сообщается в пресс-релизе оргкомитета конкурса.
«Цели конкурса - активная адаптация музеев и музейной сферы в целом к меняющимся условиям социально-экономической и культурной жизни, поддержка и продвижение лучших образцов музейной практики в России. К участию в конкурсе приглашаются российские государственные и негосударственные музеи и музейные организации», - говорится в документе.
Конкурс организован Благотворительным фондом В. Потанина при поддержке министерства культуры РФ и при оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры.
Заявки на участие в конкурсе принимаются с 25 ноября 2009 года до 12 февраля 2010 года по следующим номинациям: «Музей и технологии туризма», «Музей и новые образовательные программы», «Партнерские музейные проекты», «Технологии музейной экспозиции», «Музейные исследования», «Социально ориентированные проекты». Кроме того, предусмотрена специальная «Авторская» номинация.
Общий грантовый фонд конкурса составляет 15 миллионов 400 тысяч рублей. Максимальный размер одного гранта - 700 тысяч рублей, а в «Авторской» номинации - один миллион рублей. С порядком подачи заявок на конкурс можно ознакомиться на сайте http://museum.fondpotanin.ru.
«Наш основной стимул - это желание поддержать творческих и активных людей, работающих в музейной сфере. Мы считаем очень важным, чтобы такие консервативные организации как музеи всегда соотносили себя с современностью. Ведь сохранить наше наследие можно только, если оно сегодня интересно. Роль музеев - пробудить этот интерес, раскрыть для современного человека ценность прошлого», - сказала РИА Новости исполнительный директор Благотворительного фонда В. Потанина Наталья Самойленко.
Как сообщили в оргкомитете, конкурс проводится в два этапа. Вначале присланные заявки оцениваются экспертами с точки зрения яркости идей и значимости проекта для региона. После этого жюри, опираясь на мнения экспертов, выбирает полуфиналистов - 50 проектов, авторы которых приглашаются на проектно-образовательный семинар.
Программа семинара предусматривает активное общение авторов проектов друг с другом и с ведущими музейными специалистами, после чего конкурсанты получают возможность доработать свои заявки до уровня бизнес-планов и вновь присылают их на суд жюри. На втором этапе конкурса жюри определяет 20-25 победителей и принимает решение по объему финансирования каждого из проектов.
В оргкомитете подчеркнули, что среди приоритетов конкурса - создание равных условий для участников, независимо от их статуса и местоположения. Так, на первом этапе конкурса действует принцип квотирования: каждому федеральному округу, Москве и Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также подавшим заявки по «Авторской» номинации гарантируется по пять мест для участия в образовательном семинаре.
На втором этапе квотирование не производится. Победителями становятся проекты, успешно сочетающие инновационный подход, значимость для региона и реалистичность воплощения. При этом авторы проектов-победителей прошлых лет могут участвовать только в «Авторской» номинации, поскольку уже обладают большим опытом проектной работы и имеют преимущество по отношению к другим участникам.
«Конкурс уникален тем, что, во-первых, мы не проводим его только для больших или только для маленьких музеев. В нем могут участвовать все, то есть любой музей может найти свою творческую нишу. Кроме того, важной и оправдавшей себя особенностью конкурса является то, что он - не «про раздачу денег», а про постоянный творческий рост. Например, на семинаре авторы идей получают возможность общаться с ведущими музейными проектировщиками нашей страны. Этот момент общения для музейных работников со всей страны является очень важным и позволяет им за короткий срок вырасти так, как это не удается сделать иногда за несколько лет», - заметила Самойленко.
«За шесть лет проведения конкурса грантовую поддержку получили 115 лучших музейных проектов из 42 регионов. Сайт конкурса, запущенный в 2008 году, дает возможность участникам общаться друг с другом, с экспертами независимыми музейными профессионалами, а также следить за ходом реализации проектов благодаря дневникам, которые ведут все победители конкурса. На сайте также создана постоянно пополняемая база успешных музейных проектов, отмечается в сообщении оргкомитета.