МОСКВА, 25 ноя - РИА Новости. Предприниматель Роман Троценко, недавно возглавивший Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), ведет переговоры с Внешэкономбанком (ВЭБ) о продаже ему активов холдинга "Новапорт", управляющего шестью аэропортами в России, пишет в среду газета "Коммерсант".
О том, что Троценко ведет переговоры о продаже своих аэропортовых активов, "Коммерсанту" рассказал источник, близкий к ВЭБу. По его словам, речь идет о пакетах акций аэропортов, находящихся в собственности подконтрольных Троценко структур, которыми управляет "Новапорт". "Переговоры идут с лета: сделку сложно структурировать, поскольку активы находятся на балансе разных компаний или принадлежат физлицам", - говорит собеседник издания.
В управлении "Новапорта" находится 38% акций аэропорта Толмачево (Новосибирск), 48% акций авиапредприятия "Алтай" (Барнаул), 68% акций аэропорта Баландино (Челябинск), 74,9% акций управляющей компании аэропорта Томска, 100% акций аэропорта Кадала (Чита) и 25% ЗАО "Международный аэропорт Калининград", управляющего аэропортом Храброво.
Сейчас стороны, по словам источника "Коммерсанта", обсуждают варианты финансирования сделки, в частности, возможность привлечения средств Macquarie Renaissance Infrastructure Fund (MRIF). В августе ВЭБ и MRIF (создан ИГ "Ренессанс Капитал" совместно с австралийским инвестбанком Macquarie) заключили соглашение о совместном инвестировании в инфраструктурные проекты. Согласно документу, ВЭБ приобретет паи двух российских ПИФов, создаваемых УК "Ренессанс Капитал", на сумму до 200 миллионов долларов. Эти фонды будут инвестировать средства в проекты на территории России и стран СНГ, в том числе в области строительства и обслуживания аэропортов.
Как сообщили "Коммерсанту" в ВЭБе, 17 августа ФСФР зарегистрировала хедж-фонд "Маккуори Ренессанс Инфраструктурный Фонд", а 2 ноября - ЗПИФ прямых инвестиций "Маккуори Ренессанс Инфраструктурный Фонд-II". Минимальная капитализация (25 миллионов рублей) хедж-фонда завершена. Капитализация фонда прямых инвестиций будет произведена до середины декабря, говорят в банке. Будут ли эти средства инвестированы в приобретение аэропортовых активов Троценко, в ВЭБе не раскрывают. Там только уточнили, что общая стоимость рассматриваемых MRIF проектов составляет более 3 миллиардов долларов.
Член совета директоров "Новапорта" Михаил Смирнов заявил "Коммерсанту", что речь не идет о продаже компании и аэропортовых активов. Однако "Новапорт", по его словам, "рассматривает возможность привлечения ВЭБа в качестве инвестора" в развитие этих активов. От более детальных комментариев господин Смирнов отказался, ранее источник газеты в компании говорил, что "Новапорт" планирует выпустить конвертируемые облигации, которые впоследствии "могут выкупить ряд структур, в том числе ВЭБ". Сам Троценко и в "Ренессанс Капитале" от комментариев отказались.
"Коммерсант" отмечает, что Троценко начал избавляться от аэропортовых активов после перехода на работу в ОСК (в июле этого года он был назначен гендиректором Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, а в конце октября - и. о. президента ОСК). В сентябре "Новапорт" объявил о завершении сделки по продаже 74% акций ОАО "Международный аэропорт Брянска" структурам Банка Москвы.
Из всех объектов "Новапорта" инвестиционная привлекательность есть у новосибирского Толмачево, а также развивающегося челябинского Баландино, считает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. В числе остальных активов компании эксперт выделяет лишь аэропорт Астрахани, который работает без убытков.
Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак считает, что с коммерческой точки зрения даже новосибирский и челябинский аэропорты неинтересны: в 2008 году чистая прибыль Толмачево составила 128 миллионов рублей, Баландино закончил год с 36 миллионами рублей убытка. Но появление ВЭБа в качестве покупателя логично, считает Пантелеев: банк занимается инфраструктурными проектами и связан сотрудничеством с авиацией, при этом в России вряд ли найдется другой инвестор, который согласится купить целиком компанию с такими разноплановыми активами.