Трудовая пенсия по старости зачастую является единственным источником дохода для российских пенсионеров. О том, как реализуется новое пенсионное законодательство в России, в каком российском регионе в 2010 году будут самые большие пенсии и какую доходность показывают частные управляющие компании, в преддверии второго ежегодного российского пенсионного форума, который пройдет в Москве 25 ноября, рассказал корреспонденту РИА Новости Татьяне Виноградовой статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Юрий Воронин.
- Юрий Викторович, насколько с 1 января 2010 года будет повышена пенсия среди каждой из возрастных групп пенсионеров?
- Все будет зависеть от продолжительности стажа и величины заработка работника. Естественно, выиграют в первую очередь те, кто имеет продолжительный стаж, то есть люди, которые раньше родились. У пенсионера 1931 года рождения, как правило, может быть не менее 37 лет общего стажа, по которому мы будем проводить валоризацию. Если у пенсионера был небольшой заработок, когда он выходил на пенсию, например, 80% от среднего заработка по стране, у него прибавка составит от валоризации 770 рублей 40 копеек. Если заработок был равен среднему на тот период времени, у него прибавка уже составит 1157 рублей. Ну а если заработок был совсем хороший, то есть, скажем, превышал на 20% в среднем по стране к моменту ухода на пенсию, то прибавка составит 1544 рубля. Валоризация рассчитывается по простой схеме: за каждый год советского стажа (до 1991 года) по одному проценту. И плюс базовая ставка 10% дается всем, у кого есть пенсионные права, заработанные до 2002 года. За последние 10 лет это самое существенное, самое ощутимое повышение пенсий.
- Одно из обязательств, которое взяло на себя государство в 2010 году – борьба с бедностью и доведение размера пенсионных доходов всех россиян до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе. Сколько субъектов установили прожиточный минимум выше федерального, который в 2010 году составит 4,78 тысячи рублей?
- Субъектов, где прожиточный минимум пенсионера выше федерального, и которые будут выплачивать региональные доплаты свои пенсионерам, на сегодняшний день восемнадцать. Причем, среди них есть и такие регионы, как Москва, которая в состоянии сама обеспечить решение этой задачи без дополнительной финансовой помощи. Закон разрешает субъекту, который будет полностью обеспечивать социальную доплату за счет собственных средств, принимать и собственные правила выплаты. Такие субъекты могут дать своим пенсионерам больше, чем прожиточный минимум. Насколько я знаю, Москва собирается установить эту планку выше 10 тысяч рублей.
- Глава Пенсионного фонда России (ПФР) заявлял, что работающие пенсионеры должны будут носить справки с места работы, чтобы на них не перечислялась социальная доплата. Но Минздравсоцразвития неоднократно заявляло, что никаких усилий и дополнительных справок со стороны пенсионеров не потребуется. Какой механизм будет в реальности?
- Технология персонифицированного учета пенсионных прав граждан, применяемая ПФР, в принципе позволяет получать любую информацию о застрахованном лице, в том числе и о работе пенсионера. Однако из-за привязки передачи работодателем соответствующих данных к срокам сдачи налоговой отчетности, необходимая информация разносится по лицевым счетам граждан с задержкой в 1,5 года и, следовательно, применительно к подтверждению факта работы не является актуальной. Благодаря переходу от налогов на полноценные страховые взносы в 2010 году мы перейдем на полугодовую отчетность, а с 2011 года на ежеквартальную, то есть будем располагать актуальной информацией о работающих пенсионерах. Несмотря на то, что сейчас мы такой возможности лишены, мы выстроили работу таким образом, чтобы ПФР сам уточнял необходимую информацию у людей, если у него имеются сведения, что в предшествующий период времени они работали.
Оставшуюся часть пенсионеров проинформируют по телефону и путем направления письменных предупреждений, что если вы работаете, вы должны известить нас, поскольку это повлечет за собой определенные правовые последствия.
- Как экономический кризис повлиял на поведение «молчунов» и сторонников частных управляющих компаний (ЧУК)?
- Какого-то явного влияния кризиса мы не отмечаем. В кампании 2008 года по выбору негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и ЧУК по РФ приняло участие 2 миллиона 302 тысячи 908 человек. Это почти в 1,2 раза больше, чем в компанию 2007 года. По состоянию на 1 октября 2009 года уже поступил 1 миллион 60 тысяч 560 заявлений застрахованных лиц, что, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, уже почти в 1,3 раза больше. По этой динамике говорить о том, что людей кризис как-то сильно напугал и что они не делают выбор, нельзя. Делают, динамика нормальная.
Что касается «молчунов», в 2004 году они составляли 98,1% от общей численности застрахованных лиц. В 2005 году – 98,3%, в 2006 – 97,1%, в 2007 – 95,6% и в 2008 году – 93,2%. В абсолютных цифрах, на сегодняшний день в России 63 миллиона 200 тысяч человек являются «молчунами». Как видно из данных, их процент снижается, несмотря на кризис.
- Государству выгодно большое количество «молчунов», у которых накопительная часть пенсии продолжает находиться в государственной управляющей компании?
- Государство вводило накопительную систему вовсе не для того, чтобы основная часть пенсионных накоплений вкладывались в государственные ценные бумаги и постоянно наращивали государственный внутренний долг. Так по факту получилось. Но это не выгодно государству. Оно вводило систему, в которой должны быть длинные деньги. То есть деньги которые должны вкладываться в инвестиционные инструменты, предназначенные для эффективного применения на финансовом рынке.
- Накопительный компонент пенсии составляет сейчас 6%. Какова его реальная доходность? Нужно ли что-то менять?
- Доходность разная, она зависит от того, где эти деньги инвестируются, в ГУКе, в ЧУКе или в НПФ. За 9 месяцев 2009 года доходность ГУК составила 4,08%, а в ЧУКах очень разная доходность, от 4,76% до 135,16%. Некоторые компании сработали очень хорошо. Ставку 6% менять не собираемся. Мы считаем, что это оптимальная цифра, ни уменьшать, ни увеличивать пока эту величину не следует.
- Какой прогноз по переводу средств пенсионных накоплений в УК и НПФ за 2008 год?
- Сумма страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 2008 год, которую подлежит передать в доверительное управление или в НПФ, составляет 251 миллиард 600 миллионов рублей. Эта сумма переводится не позднее 31 марта года следующего за годом, когда человек сделал выбор НПФ или УК.
- Можно ли отложить повышение ставки страхового взноса с 2011 на 2012 год, как настаивает бизнес-сообщество?
- Согласно стандарту Международной организации труда, пенсия должна быть не ниже 40% от заработка, с которого человек уходил на пенсию. Сейчас в силу того, что зарплата снижается, мы приближаемся к этому показателю, но это не естественно. Если мы хотим обеспечить этот норматив, кстати, минимальный для развитой европейской страны, посчитанный по методологии МОТ, в России необходим тариф не меньше 34%. Если бизнес-сообщество считает, что это много, мы не спорим, но пусть тогда оно предложит как компенсировать ПФР замораживание страхового тарифа, за счет предоставления пенсионному фонду какого-то другого доходного налогового источника. Вопрос налоговой политики - это прерогатива Минэкономразвития и Минфина. Мы готовы с ними сотрудничать, но они должны задавать тренды.
Я понимаю, если бы эта ставка была экстраординарной, шоковой для России. Но мы же до 2005 года платили ставку 36,3%, а еще раньше 37%. То, что происходило с 2005 года до 2010 – это налоговые каникулы для бизнеса, которые были даны работодателю для того, чтобы он увеличил заработную плату работника, за счет чего увеличились бы поступления в ПФР. Но в итоге картина получилась другая. ПФР потерял суммарно 3,3 триллиона рублей. Мы могли бы за этот период времени ежемесячно платить дополнительно по 610 рублей каждому пенсионеру прибавки, если бы тогда эти деньги поступили в пенсионный фонд.
Мы не можем постоянно искусственно сдерживать развитие пенсионной системы только ради интересов бизнеса. Рано или поздно мы придем к балансу интересов. Естественно, никто не хочет платить дополнительные налоги, но я уверен, что пройдет пара лет, и бизнес спокойно к этому адаптируется, все это переварит. И не верю я в эти прогнозы о том, что у нас бизнес резко в «тень» пойдет. Статистика свидетельствует о другом.
- В каком состоянии находится разработка концепции развития негосударственного пенсионного страхования-2020? Когда документ будет готов для представления в правительство РФ?
- Я надеюсь, что некий начальный вариант мы уже будем иметь в 1 квартале 2010 года. Хотя практика показывает, если возникают какие-то разногласия и сложности в согласовании, это, конечно, затягивает процесс работы, но это прогнозировать сложно. Мы все-таки надеемся, что 2010 год будет годом, когда можно будет принять решение, запустив с 2011 или с 2012 года программу по совершенствованию накопительного компонента. Сейчас нужно договориться по конкретным решениям, а дальше уже прописывать изменения в виде поправок в закон о негосударственных пенсионных фондах и в закон об инвестировании пенсионных накоплений.
- Какие вопросы планируется обсудить в ходе второго российского пенсионного форума, который запланирован на 25 ноября 2009 года?
- Предыдущий форум, который прошел в декабре 2008 года был посвящен проблемам развития пенсионной системы РФ. Нынешний форум будет, в основном, рассматривать вопросы реализации изменений, внесенных в этом году в действующее пенсионное законодательство, и получит в большей степени практическую направленность, нежели стратегическую. Спектр участников самый широкий: от общественных организаций до государственных органов.
После общего пленарного заседания запланированы две секции. Секция, посвященная социальным доплатам, будет интересна субъектам РФ и региональным отделениям Пенсионного фонда России. В ходе другой секции негосударственные пенсионные фонды (НПФ), управляющие компании (УК), инвесторы обсудят проблемы негосударственного пенсионного обеспечения.
- Каких результатов вы ждете от этого форума? Какие документы будут подписаны по итогам мероприятия?
- Мы примем итоговый документ форума, в котором зафиксируем основные положения обсуждения, чтобы определить цели на будущий год. Но главный результат от форума, который мы ожидаем — это подтверждение готовности субъектов РФ и Пенсионного фонда к реализации с 1 января 2010 года трех крупных социальных проектов: перехода на страховые взносы, валоризацию пенсионных прав граждан и социальные доплаты пенсионерам до величины прожиточного минимума в субъекте проживания. Для нас результатом форума должна стать убежденность в том, что с 1 января все будет нормально, что все готовы, и все будет реализовано, как предусмотрено законом.
Регионы должны утвердить прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ, далее - выверить полученные от ПФР списки лиц, у которым сумма пенсии и ежемесячных денежных выплат, не достигает прожиточного минимума пенсионера в регионе, затем - наложить на доходы этих лиц определяемые субъектами денежные эквиваленты натуральных льгот по ЖКХ, транспорту и связи, и окончательно определить, какой размер доплаты нужно установить неработающим пенсионерам и потребность средств на эти цели. Мы хотим, чтобы субъекты отчитались по этому поводу на форуме, сообщили, есть ли какие-то проблемы.