Правительство в условиях дефицита бюджета планирует форсировать процесс приватизации и получить в ближайшие годы от продажи крупных активов свыше 70 миллиардов рублей. Кроме того, приватизация призвана ускорить выход государства из конкурентных секторов экономики. Насколько быстро можно реализовать эти амбициозные планы и что может помешать их осуществлению в интервью РИА Новости рассказал заместитель главы Росимущества Эдуард Адашкин.
- Эдуард Леонидович, какова степень готовности плана приватизации на следующий год? Какие крупные активы будут предложены бизнесу?
- Работа над программой приватизации 2010 года и основными ее направлениями в 2011-2012 годах завершена. В прогнозный план приватизации на 2010 год, принятый во вторник на заседании правительства, вошли госпакеты акций 449 обществ, реализация которых должна принести в бюджет 18 миллиардов рублей. В случае расширения этого перечня, а он будет расширяться, мы надеемся приблизиться к тем цифрам, которые правительство поставило как ориентир по увеличению доходов от приватизации, - 70 миллиардов рублей.
Пока в план включены несколько крупных активов, - 13,1% акций "Росгосстраха", 25,1% ТГК-5, 100% акций Московского метростроя, 100% акций Тыретского солерудника и 25,5% акций завода "Искитимцемент" - стоимость каждого из которых превышает 500 миллионов рублей. ОАО "Современный коммерческий флот" в настоящее время входит в перечень стратегических предприятий. В случае принятия президентом РФ решения о снижении доли участия РФ в управлении этим акционерным обществом возможна приватизация части его акций в размере не более 25% минус 1 акция.
Росимущество при формировании программы приватизации на 2010 год использовало комплексный подход, позволяющий обеспечить адаптацию процессов приватизации федерального имущества к сложившейся финансово-экономической ситуации. Мы учитывали необходимость обеспечения баланса между приватизацией как инструментом повышения доходов федерального бюджета и задачами улучшения структуры и состава государственного сектора.
Мы исходили также из принципа реалистичности выполнения программы приватизации в рамках календарного года. В проект программы включены акционерные общества, акции которых ни разу не предлагались к продаже, а также общества, вызывающие интерес инвесторов, продажи по которым не состоялись ввиду временной неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Мы полагаем, что проект будет базовым. В последующем он может быть дополнен отдельными решениями правительства РФ, в том числе по объектам, имеющим повышенную инвестиционную привлекательность, приватизация которых сегодня ограничена.
Кроме этого, Минэкономразвития совместно с Росимуществом подготовлены предложения по кардинальному сокращению перечня стратегических предприятий за счет организаций, работающих явно в конкурентном секторе. В перспективе в перечне стратегических должны остаться только такие предприятия и акционерные общества, которые производят продукцию, отсутствующую на рынке и непосредственно связанную с обеспечением национальной безопасности и исполнения государственных функций.
- Игорь Шувалов говорил о необходимости проведения структурной приватизации. В чем ее отличие от приватизации прошлых лет?
- Приватизация является инструментом структурных изменений в экономике, нацеленным на достижение экономически обоснованного уровня присутствия государства в уставном капитале хозяйствующих субъектов. Приватизация направлена на оптимизацию государственного сектора, а также на получение доходов от продажи федерального имущества. Это основополагающие цели.
Если предприятие чисто коммерческое, не производит уникальную или ограниченную в обороте продукцию не вовлечено в обеспечение обороноспособности государства и не обеспечивает государственных функций - ему нечего делать в госсобственности. Госпредприятия, как правило, менее мобильны, чем того требует рынок. В силу своей неповоротливости они не способны гибко реагировать на изменения, которые происходят вокруг них, не приспосабливаются к новым тенденциям и день за днем теряют свои конкурентные преимущества. В результате падает спрос на производимую ими продукцию, и в один прекрасный момент предприятие оказывается не в состоянии платить своим сотрудникам, а время для принятия мер оказывается безвозвратно упущенным.
Приватизация позволяет инициативным гражданам, имеющим желание трудиться и улучшать свою жизнь самостоятельно, открывать или развивать существующий бизнес, приобретая имущество на торгах. Успех приватизации зависит от действий государства в поощрении частной инициативы и предпринимательства.
Сегодня мы наблюдаем активное развитие нового этапа реформирования и структурной перестройки российской экономики - этапа модернизации. Его задача - обеспечить высокие устойчивые темпы экономического роста и осуществить необходимые для этого структурные и институциональные изменения. В этих условиях приватизацию необходимо поставить на службу модернизации.
- Удастся ли завершить приватизацию в среднесрочной перспективе? Сколько объектов сейчас в реестре госсобственности и сколько останется по окончании приватизации?
- По состоянию на 1 января 2009 года РФ является собственником имущества 3765 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП). Из них в отношении порядка 900 предприятий приватизация ограничена законодательством, более 900 предприятий уже включены в программу приватизации текущего года, порядка 400 предприятий не могут быть приватизированы в связи с банкротством. В отношении более 400 предприятий проводятся ликвидационные процедуры, в стадии реорганизации находятся около 600 предприятий. По более 150 предприятиям функции по управлению делегированы Управлению делами Президента РФ и Минобороны России.
Приватизация уже никогда не примет столь впечатляющих масштабов, как в 1992-1994 годах, но у нее еще есть немало возможностей. В России госсектор, имея в виду предприятия в госсобственности, реально сократить до 10-15%, то есть в 2-3 раза. Однако теперь приватизация уже не может быть самоцелью, она должна стать средством в решении более глобальной задачи - реконструкции и повышения эффективности российских предприятий. Это означает, прежде всего, привлечение инвестиций.
Закон о приватизации предусматривает несколько способов приватизации, причем ни один из них не содержит условия привлечения инвестиций для реструктуризации предприятия. Во всех случаях речь идет только о денежной выручке. Между тем этапу модернизации нужны именно инвестиции для развития и технологического перевооружения предприятий. Несмотря на объективные трудности контроля за выполнением инвестиционных условий, - большой разрыв во времени между аукционом и получением эффекта от вложений, - к этому вопросу целесообразно вернуться. Минэкономразвития совместно с Росимуществом готовит поправки в закон о приватизации, предусматривающие проведение аукционов с инвестиционными условиями. Причем в ряде случаев, например, если продаются госпакеты инфраструктурных предприятий, в условия аукциона может быть включено и требование по сохранению профиля деятельности.
- Сейчас основным способом приватизации является открытый аукцион. В конце прошлого года из-за кризиса Росимущество отказалось от вторичных продаж, чтобы активы не уходили за бесценок. Планируете ли вы вернуться к публичным продажам? Какие еще механизмы могут быть использованы, чтобы форсировать процесс приватизации?
- Действительно, в условиях нестабильности финансового рынка в конце 2008 года было принято решение о целесообразности применения при приватизации федерального имущества исключительно наиболее открытого способа – аукциона. Сегодня это является, по сути, единственным используемым способом. Вместе с тем значительная часть подлежащего продаже имущества не находит покупателей при продаже на аукционе. Уже в 2010 году мы планируем ввести новый для России способ - так называемые "голландские аукционы". Это тоже открытый аукцион, но с понижением цены. Причем с момента, когда один из участников торгов заявит о готовности купить актив, аукционист начинает пошагово повышать цену. Таким образом мы приблизимся к справедливой цене, равновесной между спросом и предложением, основанной на независимой оценке.
Механизм IPO тоже может использоваться, несмотря на то, что он не является способом приватизации. Однако IPO не должно превращаться в инструмент размывания принадлежащего государству пакета акций. Так, в случае необходимости привлечения в компанию стратегического инвестора, контрольные и блокирующие пакеты акций должны продаваться единым лотом на открытом аукционе. Принимать же решение о проведении IPO можно только в том случае, если государство четко представляет объем необходимых компании денежных средств, направление их использования и эффективность планируемых компанией инвестиций.
Еще одна новая форма, которая будет использоваться в 2010-2012 годах - это он-лайн торги в режиме видеоконференцсвязи, а затем и электронные торги. Они позволят проводить аукционы сразу на нескольких площадках, одновременно принимать заявки в Москве и на Дальнем Востоке. Это облегчит финансовое бремя на инвесторов, позволит избежать сговора между участниками торгов и исключит возможность коррупционных проявлений.
Кроме того, мы планируем создать информационный портал, где инвесторы смогут найти всю необходимую информацию о приватизируемых объектах, причем задолго до объявления торгов - такая информация начнет стекаться туда с момента включения объекта в план продаж и будет отражать все этапы предпродажной подготовки.
Мы сейчас совместно с банками прорабатываем механизм финансирования сделок по приобретению приватизируемых акций под залог самих акций. Ведь мы приватизируем много небольших по размеру предприятий. Используя кредитные средства и объединив усилия, такие предприятия могут купить и их работники и просто граждане - необходимо лишь организующее начало и максимум открытой информации о том, что и где продается.
- А будут ли привлекаться к проведению торгов сторонние организации?
- Согласно Положению о деятельности Росимущества полномочия по привлечению юридических лиц для продажи приватизируемых объектов у нас есть. Принцип отбора единственный - конкурсный. Мы планируем установить жесткие требования к организациям, желающим продавать федеральное имущество и создать конкурентоспособную системную многоуровневую торговую площадку с пропускной способностью более тысячи торгов в год.
- Насколько успешно проходят продажи в этом кризисном году? Чувствуется ли оживление интереса инвесторов на фоне заявлений властей о начале выхода России из кризиса?
- Выполнение прогнозного плана 2009 года осложнено резким сокращением платежеспособного спроса и ожиданиями инвесторов по снижению стоимости активов. Мы почувствовали рост покупательского интереса только в августе-сентябре. В этом году продаже подлежат акции 287 акционерных обществ. По состоянию на сегодняшний день Росимуществом приняты распоряжения об условиях приватизации 173 пакетов акций, опубликовано 158 информационных сообщений о продаже, подведены итоги порядка 100 торгов.
Потенциальными инвесторами был проявлен интерес к проводившимся аукционам в 10% случаях - в предшествующие годы указанный коэффициент составлял порядка 30%. Но эти цифры необходимо сверять не с нашей прошлогодней эффективностью, а с общей рыночной ситуацией. Сегодня на рынках слияния и поглощения и на рынках недвижимости эффективность продаж значительно ниже, чем у нас - доля сделок, совершаемых при первом предложении имущества к продаже по рыночной цене, не превышает 4-7%. В случае наличия инвестиционного спроса мы объявляем повторные торги, в результате реализуем активы, часто с превышением начальной цены, например, недавно продали 25.5% ОАО «Тобольский речной порт».
- И, наконец, проблема ФГУПов, которая уже перезрела. Есть ли у Росимущества понимание, как можно ускорить процесс их акционирования и приватизации?
- Росимущество начиная с 2004 года предлагает внести целый ряд поправок в законодательство с тем, чтобы процедура преобразования соответствующих предприятий в АО осуществлялась быстрее. Но работа из-за этого не останавливается, просто преобразование каждого ФГУП дается нам в 10 раз тяжелее. А так - как в пословице: "собака лает, а караван идет". И за последние 5 лет, несмотря на отсутствие изменений в законе, наш караван в этом направлении продвинулся достаточно далеко. За этот период были сформированы более 30 вертикально-интегрированных холдинговых структур, проданы миноритарные пакеты акций АО, размер которых не позволял государству как акционеру принимать те или иные управленческие решения, существенная часть унитарных предприятий была преобразована в открытые акционерные общества со 100% государственным участием. В результате за последние 5 лет структура принадлежащих РФ акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ кардинальным образом изменилась: доля АО, где РФ владеет 100% акций возросла с 4% до 54%, а доля акционерных обществ, где государство не владеет контрольным пакетом акций, наоборот, сократилась с 81% до 39%. Число ФГУПов за 5 лет удалось сократить более чем вдвое. Очевидно, что скорость проведения приватизационных процедур могла бы быть существенно выше, если бы нам не приходилось постоянно преодолевать сопротивление отраслевых министерств и ведомств, а также блокировать зачастую направленные не в интересах РФ действия некоторых руководителей ФГУПов. В целом же, если предпринять исчерпывающие меры и консолидировать общие усилия, за 2-3 года, возможно, каждое действующее предприятие будет преобразовано в АО, а недействующие - ликвидированы, и "проблема ФГУП", в принципе, перестанет иметь место быть.