В послании Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев предложил превратить педагогические вузы в центры подготовки учителей. О том, как могла бы выглядеть реформа педагогического образования, в интервью РИА Новости говорит заведующий кафедрой педагогики высшей школы Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета Александр Аронов.
- Александр Моисеевич, почему, на ваш взгляд, в системе российского школьного образования сложилось так, что молодые учителя не идут в школы, а профессиональные качества работающих учителей требуют существенного улучшения?
- Состояние педагогического образования тесно связано с состоянием всей системы образования в стране. Если под первым понимать целостную инфраструктуру, созданную для учителя - процесс обучения, пребывание в профессии, повседневную жизнь, - то эти условия никак нельзя назвать достойными. Именно потому молодые педагоги обходят школу стороной, а те, кто рискнул посвятить себя ей, «выгорают».
- Возможно, если увеличить финансовые затраты на педагогическое образование…
- Это не поможет. В 2006 году известная консалтинговая компания “Wood Mackenzie” провела исследования в более, чем 20 странах, пытаясь выяснить, почему в одних реформа педагогического образования удалась, в других - нет. К первым были отнесены Южная Корея, Финляндия. Во вторую группу попали Россия, США, причем в Штатах средств было потрачено несоизмеримо больше, чем у нас. Вывод был сделан такой: эффективность функционирования системы образования связана не с количеством вложенных в реформу средств, а с избранным объектом реформирования.
Американцы решили, что качество знания школьников можно улучшить, уменьшив количество учеников в классе. Построив новые школы, они довели их число до 15. Однако желаемого результата достигнуть не удалось. И был сделан еще один вывод: ключевой фигурой в школе является учитель, и только на втором месте после него значимость приобретают материально-технические условия.
- Что сделали другие страны, чтобы получить желаемый результат?
- Прежде всего они довели уровень стартовой заработной платы учителя до конкурентноспособного по стране. Человек, выбравший для поступления педагогический вуз, должен быть уверен: выйдя из его стен, он будет получать зарплату вполне достойную и сможет, особенно это актуально для юношей, содержать семью.
Все дальнейшие разговоры - как реформировать систему, нужны ли педагогические университеты - не приведут ни к чему, если не будет соблюдено это ключевое условие. Ведь сейчас наши выпускники находят для себя гораздо более выгодные с точки зрения оплаты труда позиции. И сферу деятельности “человек-человек” они не меняют, не изменяют профессии как таковой, но в школу при том не идут.
- Есть ли, на ваш взгляд, еще какие-то меры для улучшения дел в российском образовании?
- Я предложил бы резко сократить количество бюджетных мест и ужесточить условия приема. Для поступления на педагогический факультет одного только результата единого госэкзамена недостаточно, как недостаточно только проверки знаний школьных предметов с целью определить, сможет ли человек быть учителем. Отличный педагог может получиться и из обычного школьного троечника, конечно, после соответствующего обучения. Учитель - это особая психология, склад характера, и абитуриенты, поступающие на педагогические специальности, должны проходить собеседование и предоставлять портфолио.
- Но откуда у школьника портфолио?
- В ряде школ есть педагогические классы, ребята дают открытые уроки, и можно получить рекомендации по этому профилю. Идеальным примером профилирования может служить Московская педагогическая гимназия №1505, где с 5 класса дети ориентируются на приобретение педагогической практики. Если нет профильного класса, рекомендации может дать школьный учитель, знающий данного ученика и способный судить о его предрасположенности к профессии.
- Допустим, эти условия выполнены, но как модернизировать систему педагогического образования в целом?
- Она может быть модернизирована путем импортирования образовательных технологий в школы. Ключевую роль в этом должны сыграть классические университеты. Идея заключается в том, чтобы выпускать не самих по себе учителей, а целые группы, команды - математиков, физиков, русского языка и литературы, которые учились бы в рамках одной образовательной культуры и затем несли в школы новую образовательную технологию, постепенно привлекая к своей работе других учителей.
Сама по себе реформа не должна затрагивать все педагогическое образование, а должна быть выстроена в виде эксперимента по выпуску этих «команд» - носителей новых образовательных технологий.
В одиночку молодой учитель преодолеть косность существующей системы не сможет.
- А как быть с выпуском “массового учителя”?
- Школы так или иначе укомплектованы педагогами. Необходимость ощущается именно в источнике свежих, инновационных идей.
Что касается образования в педагогических университетах, то для того, о чем идет речь, учителю крайне необходимы широта и гибкость мышления, а не просто некая сума знаний по своему предмету.
Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости