ООН, 24 ноя - РИА Новости, Дмитрий Горностаев. Россия считает неприемлемым увязывание конституционной реформы в Боснии и Герцеговине (БиГ) с предоставлением стране статуса кандидата в Европейский Союз, заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин на заседании Совета безопасности в понедельник.
Россия входит в число стран-гарантов Дейтонского мирного соглашения 1995 года, положившего конец почти четырехлетней войне в БиГ.
ЕС и США предлагают провести конституционную реформу на основе идеи централизации власти, распределенной сейчас особым образом между представителями трех основных народов Боснии и Герцеговины.
БиГ не сможет избежать конституционной реформы при вступлении в НАТО >>
По дейтонскому соглашению, являющемуся основой конституции БиГ, страна представляет собой конфедерацию, члены которой (мусульмано-хорватская Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская) имеют высокий уровень самостоятельности в политической, экономической и других областях жизни. Дейтонская модель власти предполагает баланс интересов трех государствообразующих народов: боснийских мусульман, сербов и хорватов.
США и Евросоюз разработали собственные поправки к конституции БиГ и предложили их рассмотреть лидерам семи основных политических партий БиГ, дав понять, что без одобрения этого пакета полноценное сближение с ЕС будет невозможным. В октябре на военной базе Бутмир в Сараево прошло два раунда переговоров, однако ведущие политики трех боснийских народов по разным причинам отвергли "бутмирский пакет".
Чуркин высказался против того, чтобы ставить получение БиГ статуса кандидата на членство в ЕС в зависимость от изменения Основного закона страны.
"Увязывание данной тематики с конституционной реформой в БиГ, что, как известно, является сутью так называемой "бутмирской" инициативы, - это верный способ завести боснийское урегулирование в тупик. Острые разногласия, проявившиеся в реакции боснийских сторон на "бутмирские" идеи, свидетельствуют о том, что предпосылкой для конституционных изменений должно быть создание условий для конструктивного диалога в самой БиГ", - сказал российский постпред.
По его словам, пересмотр Дейтонских соглашений возможен исключительно на основе консенсуса обеих составляющих БиГ - Республики Сербской и мусульмано-хорватской Федерации - равно как и всех трех государствообразующих народов, "на добровольной основе, без "выкручивания рук" и навязывания извне готовых схем".
"В этом контексте считаем неприемлемым стремление обусловить продвижение БиГ в ЕС принятием боснийцами так называемого "бутмирского пакета", - подчеркнул постпред РФ при ООН.
Он также подверг критике аппарат Высокого представителя в Боснии и Герцеговине - международного администратора, пост которого учрежден по Дейтонскому соглашению.
Такая позиция, тем не менее, все же не помешала России поддержать в минувшую среду резолюцию Совбеза ООН, а в четверг - итоговое заявление Руководящего комитета Совета по выполнению мирного соглашения, в которых выражается полная поддержка Высокому представителю.
На заседании в понедельник свой доклад Совбезу представил занимающий пост Высокого представителя австрийский дипломат Валентин Инцко. По его словам, напряженность в БиГ сохраняется, а боснийские власти неспособны самостоятельно решать стоящие перед страной вопросы.
Чуркин выразил озабоченность по поводу такой трактовки положения, назвав оценку ситуации, данную Высоким представителем, "односторонней и несбалансированной". По мнению Чуркина, она "не соответствует действительности".
Российский постпред отметил, что "содержащиеся в докладе Высокого представителя утверждения о якобы усугубляющихся трениях боснийских сторон и росте конфликтного потенциала в БиГ противоречат выводам, содержащимся в регулярно направляемых СБ ООН отчетах сил ЕС в этой стране", в которых на протяжении ряда лет фиксируется стабильное положение в Боснии и Герцеговине и дается благоприятный прогноз его развития.
Выводы доклада Инцко о неспособности БиГ функционировать без аппарата Высокого представителя Чуркин назвал "эмоциональными".
"К сожалению, приходится констатировать, что сам аппарат Высокого представителя по сути стал институтом дестабилизации в БиГ. Необоснованное и поспешное использование "боннских полномочий" с неизбежностью ведет к нагнетанию напряженности в БиГ. Россия, как известно, давно призывает отказаться от этого изжившего себя инструментария", - подчеркнул Чуркин.
Решением Совета по выполнению мирного соглашения, прошедшего в Бонне в 1997 году, Высокий представитель наделен исключительными полномочиями, которые позволяют ему отменять любые решения боснийских властей, противоречащие принципам Дейтона, а также принимать собственные решения, включая увольнение должностных лиц.
Чуркин отметил, что и на общебоснийском уровне, и в составляющих БиГ образованиях функционируют сформированные по итогам демократических выборов органы власти. "Вмешательство в их деятельность вплоть до микроменеджмента не служит укреплению государственности БиГ. Скорее - разрушает ее, подрывает внутрибоснийский диалог, девальвирует демократические институты в стране", - сказал российский постпред.
Высокую степень самостоятельности боснийского государства, по мнению Чуркина, подтверждает и факт избрания в октябре этого года БиГ непостоянным членом СБ ООН на период 2010-2011 годов.
Он призвал Высокого представителя сконцентрироваться на оставшихся вопросах, согласованных Руководящим комитетом Совета по выполнению мирного соглашения - проблемах распределения государственной собственности и военного имущества, заявив, что согласовать параметры их решения "возможно еще до конца текущего года". В Руководящий комитет, последнее заседание которого состоялось 18-19 ноября в Сараево, входят представители РФ, США, Канады, Японии, ЕС и Организации Исламская конференция.
"Это открыло бы возможность определиться по конкретным срокам преобразования аппарата Высокого представителя в Миссию спецпредставителя ЕС, перейти к качественно новому этапу в боснийском урегулировании. Согласны с партнерами по Руководящему комитету в том, что европерспектива для БиГ имеет ключевое значение. Это еще одна причина, по которой необходимо свернуть аппарат Высокого представителя: его наличие, по мнению Брюсселя, делает невозможным рассмотрение вопроса о получении Боснией статуса кандидата в члены Евросоюза", - сказал Чуркин.