Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Это значит, что Россия не теряет надежды все-таки заключить новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое должно придти на смену аналогичному старому договору. Этот ныне действующий договор можно с полным основанием назвать многострадальным. Он подписан аж в 1994 году, вступил в силу в 1997 и потом продлевался снова в 2007 и 2008 году – после того как Польша, как член ЕС, наложила вето на переговоры по новому договору между Россией и Евросоюзом.
Очевидно, российская сторона надеется, что теперь, при новой структуре руководства Евросоюза, заблокировать прогресс переговоров по договору будет невозможно или по крайней мере не так легко, как раньше. Очевидно, это связано с заключенной в Лиссабонском договоре новой схемой принятия решений в Европейском Совете (собрание представителей исполнительной власти стран ЕС, которое не стоит путать с Советом Европы – малоэффективной правозащитной организацией, в которой состоят почти все бывшие республики СССР, включая Россию). Решения этого самого Европейского Совета будут считаться принятыми, если за них проголосуют 55% стран, представляющих не меньше 65 процентов населения ЕС. А поскольку государства, стремящиеся к сотрудничеству с Россией – это в основном крупные западноевропейские державы с большим населением (Германия, Италия, Франция), а противостоят России вредоносные новорожденные карлики (Эстония, Латвия), вроде бы появляется надежда на прогресс по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС.
Увы, боюсь, что этим надеждам, если они и есть, не суждено сбыться. Во-первых, вышеописанная новая схема принятия решений в ЕС сменит нынешнюю только в 2014 году. За это время господа Качинский, Ильвес и прочие еще успеют преизрядно попортить кровь своим коллегам и в Москве, и в других крупных европейских столицах. Во-вторых, новый договор, если он и будет подписан, потом будет нуждаться в ратификации парламентами всех 27 членов Евросоюза. Нетрудно представить себе, какие рогатки установят на его пути, скажем, члены литовского парламента, недавно приславшие Москве счет в сотни миллиардов долларов за период советской «оккупации». Легко представить себе и то, куда пошлет этот договор Москва, если наши «доброжелатели» из бывших союзников украсят его своими добавлениями и оговорками типа «вступает в силу после выплаты компенсаций жертвам советского режима». Любой человек, знающий польский, латвийский или эстонский парламент, скажет вам без тени сомнения – такие поправочки будут, и в больших количествах.
Если мы надеемся, что на строптивых новых членов ЕС смогут надавить новый «президент» ЕС Херман Ван Ромпей или новая глава евросоюзной дипломатии Кэтрин Эштон, то и эта надежда вряд ли имеет под собой почву. Ван Ромпей будет не президентом европейского «супергосударства», а председателем вышеупомянутого Европейского Совета, а значит, будет сильно зависеть от мнения правительств представленных в этом самом Европейском Совете стран. Функция Ван Ромпея – не приказывать этим правительствам (или тем более парламентам!), а согласовывать их интересы, «расшивать» противоречия, находить согласие по главным вопросам. Причем председательствовать Ван Ромпей будет только на саммитах Европейского Совета.
Чтобы избежать «злоупотребления» даже этими весьма скромными полномочиями, европейские гранды умышленно избрали на посты «президента» и «министра иностранных дел» людей без лица – малоизвестных Ван Ромпея и Эштон, а не харизматичного Блэра или бывшего лидера итальянских левых Массимо д’Алема. Новым якобы первым лицам Евросоюза самим фактом их избрания сразу показали на их весьма скромное место. А глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу неслучайно подчеркнул, что он против того, чтобы называть господина Ван Ромпея после вступления на должность 1 декабря президентом. Еще, чего доброго, поссорятся теперь.
Переговоры с Россией по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС) будет скорее всего вести все тот же Гуннар Виганд – глава директората Еврокомиссии по Восточной Европе, Кавказу и Средней Азии. Правда, его аппарат скорее всего вольется в общий дипломатический орган ЕС, который возглавит Эштон. Но первую скрипку в определении политики этого органа будет играть Европейский Совет (то есть правительства стран-членов ЕС) при сохранении определенной роли Еврокомиссии.
Настоящий прогресс на переговорах по СПС будет возможен тогда, когда еврочиновники изменят свой взгляд на Россию как на опасную страну и экономического конкурента, которого нужно держать как можно дальше от «большой Европы». То есть – смениться должна идеология ЕС в отношении России, а не несколько человек в высоких креслах. Даже если среди уходящих политиков есть такие одиозные персонажи, как Хавьер Солана – хитрый и лицемерный устроитель войны в бывшей Югославии. Вывеску сменить можно. Сменить политику – намного сложнее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции