Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Результативность налоговых проверок в Москве приближается к 100%. Это означает, что практически каждое контрольное мероприятие фискалов заканчивается доначислениями налогов, пени и штрафов. Эксперты утверждают, что налоговые инспектора имеют прямую установку: без доначислений с проверки не возвращаться.
На прошлой неделе на сайте управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Москве опубликован отчет о результатах проверок соблюдения налогового законодательства. Из него следует, что при проведении 4202 выездных проверок компаний в октябре в 4182 случаях налоговики «выявили нарушения». Это означает, что компаниям были доначислены налоги, пени и штрафы. Аналогичные результаты были показаны месяцем ранее, в сентябре 2009 года: было проведено 3807 выездных проверок организаций, при этом претензии были предъявлены 3796 компаниям.
Выездные проверки частных граждан-налогоплательщиков ничуть не менее результативны. В октябре налоговиками было проверено 707 граждан, и нарушения выявлены у 698 человек. В сентябре из 632 проинспектированных физлиц к 625 возникли претензии.
Это означает, что результативность налоговых проверок приближается к 100%. По итогам всех проверок доначисления в бюджет в сентябре составили 200,8 млн рублей, а в октябре - 213,1 млн рублей.
Столь высокую эффективность проверок можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, реализуются положения принятой ФНС в мае 2007 года концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Там были прописаны критерии, используемые для отбора компаний на проверку. В частности, посещение инспектора было гарантировано убыточным фирмам, компаниям, подающим много «уточненок» и еще к тем, что требуют к возврату значительные суммы НДС.
То есть именно более тщательный анализ деятельности компаний при планировании проверок позволил повысить их КПД: инспекторы отправляются в путь, предварительно проанализировав отчетность компании и наметив себе направления работы. В итоге, по словам главы ФНС Михаила Мокрецова, в 2008 году службой было проведено 88 тыс выездных проверок, в то время как в 2007 году число контрольных мероприятий составляло 202 тыс.
Но есть и другая сторона дела. По-прежнему одной из основных задач налоговиков является пополнение бюджета. И нерезультативная проверка, с точки зрения вышестоящих налоговых органов, может быть воспринята либо как отсутствие достаточной компетенции проверяющих, либо как наличие в их действиях коррупционной составляющей, пояснил замдиректора департамента аудита и налогового консультирования МЦФЭР-консалтинг Александр Беличко. «Так было во все времена, и трудно найти в практике компании хотя бы один «чистый» акт по итогам проверки: какое-нибудь нарушение чиновники всегда выявят», - говорит Дмитрий Рувинский, директор отдела налогообложения компании «Грант Торнтон». Правда, суммы доначислений по результатам контрольных мероприятий чаще всего незначительны, знает Александр Беличко: «С учетом штрафных санкций и пени они не превышают 20 тыс рублей».
«Ни о какой суперэффективной аналитической работе налоговиков речь не идет», - утверждает юрист отдела налогового права компании Sameta Юлия Кузнецова. Просто одним из основных показателей их хорошей работы является сумма доначислений по акту проверки. «ФНС уже несколько последних лет чуть ли не буквально ставит задачу инспекторам: «С проверки без результата, то есть доначислений, не возвращайтесь. Или не тратьте время на проверки», - подтверждает Эдуард Савуляк.
При этом налоговые консультанты подчеркивают, что налогоплательщики имеют право обжаловать решения инспекций в вышестоящих налоговых органах или в суде. По словам Дмитрия Рувинского, «значительная часть нарушений, которые выявляются налоговой инспекцией, позже не подкрепляется решениями судов». «Качество проверок по-прежнему на низком уровне - два из трех дел разваливаются в суде», - констатирует директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк. Количество споров, выигранных в арбитражных судах налогоплательщиками, в 2006 году составило 73%, в 2007 году - 69%, а в 2008 году - 70%, приводит статистику он.
«В последнее время налоговики не утруждают себя подготовкой достаточной доказательственной базы, - говорит ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Елена Скатерная. - Основаниями для доначислений зачастую являются формальные результаты встречных проверок контрагентов налогоплательщика или недочеты в первичных документах». Наличие недоимки на лицевых счетах компаний-партнеров или же субъективное мнение инспекторов об экономической целесообразности сделок также являются основанием для доначисления налогов и, как правило, последующей судебной тяжбы.
Высокую результативность проверок можно объяснить также желанием налогоплательщиков «откупиться» от проверяющих «малой кровью», признав за собой несуществующую задолженность, полагает партнер компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов. Распространенность каких-то типовых нарушений, например, использование «серых» схем выплаты зарплаты или работа с поставщиками-однодневками, также увеличивает показатель эффективности проверок. Ведь налоговые органы научились их выявлять.
Каков же общий результат всего происходящего? В пятницу, 20 ноября, столичное УФНС сообщило, что в январе-октябре 2009 года в бюджетную систему РФ было перечислено 1,3 трлн рублей доходов. Это означает, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в бюджет перечислено всего 89,6% налогов. «Не думаю, что что-то изменится в ближайшее время, - рассуждает Эдуард Савуляк. - На дворе кризис, в бюджете - дефицит, а раз так - ФНС будет не менее эффективно доначислять налоги по итогам проверок».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции