Александр Васильев, член Экспертного совета РИА Новости.
Практически все средства массовой информации постсоветского простраства переживают сейчас нелегкие времена. И это еще мягко сказано. Все началось еще в прошлом году с красочных глянцевых журналов. Расплодившиеся в «тучные годы» халявных рекламных денег, подобно мушкам дрозофилам, они в одночасье стали закрываться один за другим. Теперь пришло время серьезных периодических изданий как общегосударственного, так и регионального и даже местного уровня. Многие редакторы почувствовали себя как в затяжном прыжке. И нет никакой уверенности, что в конце концов над тобой распахнется спасительный купол парашюта.
Характер обвала приобрел процесс сокращения поступлений от рекламы на радио и телевидении. Совсем недавно подобное вообще мало кто мог вообразить. Только рост! Только нацеленность на успех! Теперь же останавливают один за другим дорогостоящие проекты, съемки новых «мыльных опер» и амбициозных телепередач.
Почти никто уже не думает о развитии. Только бы выстоять, сохранить самое главное. И дождаться лучших времен.
Но не будем лукавить. Трудности начались задолго до финансового кризиса.
Социальные последствия экономического кризиса. Ноябрь 2009 >>
И год и два назад, и еще раньше главные редакторы с грустью отмечали падение тиражей своих газет и журналов.
Сколько было сломано копий в спорах о качестве показываемого на «голубых» экранах. Какой поток слов пролился о необходимости серьезных инвестиций в телевидение при переходе на «цифру». Но при этом обилие рекламных денег позволяло надеяться, что перемены можно отложить на потом. А требовательный зритель всегда найдет в мутном потоке телепродукции достойные себя образчики. А если нет, так будет, как миленький «наслаждаться» тем, что ему предложат!
Кризис оказался тем увеличительным зеркалом, в котором все смогли увидеть себя в самом неприглядном виде. И он заставил нас посмотреть на себя!
Все более ясным становится, что отсидеться и дождаться лучших времен не удастся. Глобальный мир сравнительно давно уже стал переформатироваться из постиндустриального в информационное общество. Мы же только констатировали это и не больше. И сейчас, наверное, настал тот последний момент, когда можно еще вскочить на подножку последнего вагона уходящего в будущее поезда.
Хотим мы того или нет, но сбывается давняя страшилка пищущей братии про те времена, когда все средства массовой информации станут одноим Большим Интернетом.
Медведев - Кризис показал тотальную зависимость экономик разных стран >>
Конечно, и в будущем найдется достаточное количество оригиналов, предпочитающих пошуршать газеткой под утренний кофе. Но вряд ли один телевизор будет привычно собирать каждый вечер всю семью на диване. У каждого будет возможность организовать свой индивидуальный просмотр. И не только на экране собственного монитора, но скоро и вокруг себя в трехмерном пространстве. И так почти в каждом доме, на рабочем месте и даже в собственной автомашине.
Осознаем ли мы весь объем предстоящих перемен? Готовы ли мы к ним? Это хороший вопрос и лучше, если мы сообща и как можно быстрее найдем на него ответ.
Будет ли вторая волна кризиса: что думают россияне >>
Предстоящий медиафорум дает нам для этого уникальную возможность. За прошедшие двадцать лет наши страны двигались разными векторами развития. Выйдя из одной «шинели» бывшего Союза, как никогда, наверное, ранее разошлись в разные стороны, и сейчас невооруженным взглядом видны различия России и Украины, государств Балтии и республик Закавказья, Центральной Азии.
Мы разные, но в чем-то по-прежнему привычно очень близки. И в этом заключается еще одно условие успешного обсуждения на предстоящем в Москве медиафоруме.