Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, специально для РИА Новости.
23 ноября 1979 года СССР, США, Франция и Канада подписали соглашение о международной системе поиска и спасения КОСПАС-SARSAT. КОСПАС (Космическая система поиска и спасения) начала создаваться двумя годами раньше в Советском Союзе как самостоятельная отечественная спутниковая система для обнаружения потерпевших аварию судов и самолетов в любой точке земного шара. В официальных документах система получила название «Надежда», как и обозначение космических аппаратов, составляющих ее орбитальный сегмент.
Практически одновременно в США велись работы по аналогичной системе SARSAT (Search and Rescue Satellite Aided Tracking). По межправительственному соглашению между СССР и США, подписанному в Москве в мае 1977 г. (позднее к этой программе присоединились Франция и Канада), обе системы задумывались как взаимодействующие между собой, что позволило обеспечить их полную совместимость и, в конечном итоге, создать единую глобальную международную систему КОСПАС-SARSAT.
Основная научно-техническая идея системы поиска и спасения заключается в использовании нескольких (не менее четырех) космических аппаратов на околополярных орбитах высотой 800-1000 км. На таких орбитах они совершают оборот вокруг земного шара примерно за 100 мин. При этом с них могут постоянно обозреваться участки земной поверхности поперечником порядка 5000 км. Бортовая аппаратура спутников регистрирует сигналы бедствия, передаваемые аварийными радиобуями (АРБ), установленными на судах и самолетах. Радиобуи включаются автоматически при авариях, но могут задействоваться и ручным способом. Принятый спутником сигнал ретранслируется на наземные станции приема и обработки информации (СПОИ). Вычисленные координаты места бедствия передаются в национальные Координационно-вычислительные центры системы и затем – в соответствующие поисково-спасательные службы.
Поскольку наблюдения с низкоорбитальных спутников не обеспечивают полного и непрерывного покрытия всей земной поверхности, в 1988 году ретрансляторы сигналов АРБ были установлены также на нескольких геостационарных спутниках. В результате время обнаружения аварийных сигналов сократилось до 5 мин. Правда, только на широтах ниже 750 южной и северной широты, поскольку более высокие широты с геостационара не просматриваются.
Уже на самом первом этапе, фактически еще до начала официальных летных испытаний, был открыт счет жизням, спасенным с помощью новой космической системы. Менее чем через месяц после запуска «Космос-1383» - единственный к тому времени спутник системы - помог обнаружить и эвакуировать трех канадцев, потерпевших авиационную катастрофу в горах Британской Колумбии.
В настоящее время официально присоединившимися к программе считаются 36 стран, включая четыре государства, которые являются сторонами соглашения о международном статусе системы и обеспечивают эксплуатацию ее космического сегмента. Система была также одобрена Международной морской организацией и Международной организацией гражданской авиации, которые приняли решение об обязательном использовании ее возможностей всеми судами с 1995 г. и самолетами с 2005 г. Это позволяло сократить продолжительность поисково-спасательных работ и их стоимость приблизительно в 10 раз. Услуги системы бесплатны для терпящих бедствие.
Россия, будучи правопреемницей СССР, достаточно успешно выполняет свои международные обязательства по эксплуатации и развитию как космического, так и наземного сегментов системы.
Тем не менее, деградация отечественной космонавтики после развала Советского Союза не могла не сказаться и на КОСПАС-SARSAT.
Никакие космические долгожители не были способны спасти от развала систему, которой попросту перестали управлять и на поддержание которой перестали выделяться даже минимально необходимые средства.
Только в 2009 г. на смену «Надеждам» пришли аппараты нового поколения - «Стерх», с модернизированным бортовым радиокомплексом.
Первый «Стерх» был запущен из Плесецка РН «Космос-3М», второй - с Байконура РН «Союз-2.1б». Помимо определения координат судов и самолетов, терпящих бедствие, «Стерх» позволяет следить за движением морских судов и других подвижных объектов. Однако, в отличие от «Надежды», он не обеспечивает передачу навигационного сигнала. Теперь эта функция целиком возложена на ГЛОНАСС, но ситуация вокруг ГЛОНАСС до сих пор окончательно не разрешилась.
Российская КОСПАС-система высокой социальной и экономической эффективности, предназначенная для спасения человеческих жизней не могла полноценно использоваться отечественными службами по этой же причине,
Во всем мире сегодня эксплуатируется более миллиона радиобуев, из них в России - порядка 10-15 тысяч. В стране всего три предприятия, способные изготавливать АРБ. Крупнейший их серийный производитель - Ярославский радиозавод. Он выпускает всего по нескольку сотен буев в год. Поэтому, как и раньше, где-то в тайге или тундре падает самолет или вертолет и их не могут найти месяцами.
И еще один аспект. Во всем мире резко возрос интерес к использованию персональных радиобуев. У нас о них почти не слышно. Более того, в России нет даже правовой основы для такого применения АРБ. По сути, они вне закона и обладатель такого буя в случае беды помощи не дождется.
Возможно, ситуация изменится с реализацией предложенного Роскосмосом проекта «Создание систем слежения и мониторинга подвижных объектов», на базе наземных и космических средств КОСПАС. Проект был доложен президенту Медведеву на недавнем заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России и одобрен президентом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции