Рейтинг@Mail.ru
Тридцать лет «Надежды» - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тридцать лет «Надежды»

Читать ria.ru в
23 ноября 1979 года СССР, США, Франция и Канада подписали соглашение о международной системе поиска и спасения КОСПАС-SARSAT. Космическая система поиска и спасения начала создаваться двумя годами раньше в Советском Союзе как самостоятельная отечественная спутниковая система для обнаружения потерпевших аварию судов и самолетов в любой точке земного шара.

Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, специально для РИА Новости.

23 ноября 1979 года СССР, США, Франция и Канада подписали соглашение о международной системе поиска и спасения КОСПАС-SARSAT. КОСПАС (Космическая система поиска и спасения) начала создаваться двумя годами раньше в Советском Союзе как самостоятельная отечественная спутниковая система для обнаружения потерпевших аварию судов и самолетов в любой точке земного шара. В официальных документах система получила название «Надежда», как и обозначение космических аппаратов, составляющих ее орбитальный сегмент.

Практически одновременно в США велись работы по аналогичной системе SARSAT (Search and Rescue Satellite Aided Tracking). По межправительственному соглашению между СССР и США, подписанному в Москве в мае 1977 г. (позднее к этой программе присоединились Франция и Канада), обе системы задумывались как взаимодействующие  между собой, что позволило обеспечить их полную совместимость и, в конечном итоге, создать единую глобальную международную  систему КОСПАС-SARSAT.

Основная научно-техническая идея системы  поиска и спасения заключается в использовании нескольких (не менее четырех)  космических  аппаратов  на  околополярных  орбитах  высотой 800-1000 км. На таких орбитах они  совершают оборот вокруг земного шара примерно за 100 мин. При этом с них могут  постоянно обозреваться участки земной поверхности поперечником порядка 5000 км. Бортовая аппаратура спутников регистрирует сигналы бедствия, передаваемые аварийными радиобуями (АРБ), установленными на судах и самолетах. Радиобуи включаются автоматически при авариях, но могут задействоваться и ручным способом. Принятый спутником сигнал ретранслируется на наземные станции приема и обработки информации (СПОИ). Вычисленные координаты места бедствия передаются в национальные Координационно-вычислительные центры системы и затем – в соответствующие  поисково-спасательные службы.

Поскольку наблюдения с низкоорбитальных спутников не обеспечивают полного и непрерывного покрытия всей земной  поверхности, в 1988 году ретрансляторы сигналов АРБ были установлены также на нескольких геостационарных спутниках. В результате время обнаружения аварийных  сигналов сократилось до 5 мин. Правда, только на широтах ниже 750 южной и северной широты, поскольку более высокие широты с геостационара не просматриваются.

Уже на самом первом этапе, фактически еще до начала официальных летных испытаний, был открыт счет жизням, спасенным с помощью новой космической системы. Менее чем через месяц после запуска «Космос-1383» - единственный к тому времени спутник системы - помог обнаружить и эвакуировать трех канадцев, потерпевших авиационную катастрофу в горах Британской Колумбии.

В настоящее время официально присоединившимися к программе считаются  36 стран, включая четыре государства, которые являются сторонами соглашения о международном статусе системы и обеспечивают  эксплуатацию ее космического сегмента. Система была также одобрена Международной морской организацией и Международной организацией гражданской авиации, которые приняли решение об обязательном использовании ее  возможностей всеми судами с 1995 г. и самолетами с 2005 г. Это позволяло сократить продолжительность поисково-спасательных работ и их стоимость приблизительно в 10 раз. Услуги системы  бесплатны для терпящих бедствие.

Россия, будучи правопреемницей СССР,  достаточно успешно выполняет свои международные обязательства по эксплуатации и развитию как космического, так и наземного сегментов системы.

Тем не менее, деградация отечественной космонавтики после развала Советского Союза не могла не сказаться и на КОСПАС-SARSAT.

Никакие космические долгожители не были способны спасти от развала систему, которой попросту перестали управлять и на поддержание которой перестали выделяться даже минимально необходимые средства.

Только в 2009 г. на смену «Надеждам» пришли аппараты нового поколения - «Стерх», с модернизированным бортовым радиокомплексом.

Первый «Стерх» был запущен из Плесецка РН «Космос-3М», второй - с Байконура РН «Союз-2.1б». Помимо определения координат судов  и самолетов, терпящих  бедствие, «Стерх»  позволяет следить за движением морских судов и других подвижных объектов. Однако, в отличие от «Надежды», он не обеспечивает передачу  навигационного сигнала. Теперь эта функция целиком возложена на ГЛОНАСС, но ситуация вокруг ГЛОНАСС  до сих пор окончательно не  разрешилась.

Российская КОСПАС-система высокой социальной и экономической  эффективности, предназначенная для спасения  человеческих жизней не могла полноценно использоваться отечественными службами по этой же причине,

Во всем мире сегодня эксплуатируется более миллиона радиобуев, из них в России - порядка 10-15 тысяч. В стране всего три предприятия, способные изготавливать АРБ. Крупнейший их серийный производитель - Ярославский радиозавод. Он выпускает всего по нескольку сотен  буев в год. Поэтому, как и раньше, где-то в тайге или тундре падает самолет или вертолет и их не могут найти месяцами.

И еще один аспект. Во всем мире резко возрос интерес  к использованию персональных радиобуев. У нас о них почти  не слышно. Более того, в России нет даже  правовой основы для такого применения АРБ. По сути, они вне закона и обладатель такого буя в случае беды помощи не дождется.

Возможно, ситуация изменится с реализацией предложенного Роскосмосом проекта «Создание систем слежения и мониторинга подвижных объектов», на базе наземных и космических средств КОСПАС. Проект был доложен президенту Медведеву на недавнем заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России и одобрен президентом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала