Опережая время: новые кадры для новой экономики - совместный проект РИА Новости и радиостанции "Эхо Москвы".
В послании Федеральному Собранию президент России Дмитрий Медведев отметил, что различными мерами по поддержке занятости населения в регионах России охвачено уже около 2 миллионов человек. При этом он выделил опережающее обучение тех, кто может потерять работу, как одну из важных составляющих антикризисной работы.
О текущих программах профессионального обучения и переобучения работников, задачах перестройки структуры воспитания кадров с точки зрения нужд посткризисной экономики в эфире радиостанции "Эхо Москвы" рассказывают представители органов власти, вузов и работодателей:
2 ноября 2009 - Руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций
"...Люди, у которых произошло сокращение, они не просто так выбыли из системы службы занятости, из безработных. Они трудоустроены, кто-то на профессиональное обучение. Поэтому человек просто так не выбывает из безработицы. Он обязательно куда-то определен. Или в систему трудовых отношений с работодателем, он приступает к работе или мы его направляем на профессиональное обучение с последующим трудоустройством..."
4 ноября 2009 - Руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций
"...Одной из составляющих тех функций, которые вменяются в функции органов занятости населения, является подготовка, переподготовка специалистов из числа безработных граждан для потребностей предприятий. И вторая составляющая. Мы полагаем, что по итогам кризиса мы определимся, мы должны более серьезно, более принципиально работать с Министерством образования, с Рособрнадзором с точки зрения качества профессионального обучения, востребованности выпускников-специалистов по тем профессиям, по которым они обучаются, закрепляемость их в производственной сфере и каковы будут перспективы с точки зрения подготовки молодых специалистов. Это тоже урок, который мы должны вынести из кризиса и определиться, как нам дальше жить и быть..."
5 ноября 2009 - Ректор московской школы управления "Сколково" Андрей Волков
"...Кризис, мы его так привыкли негативно воспринимать, само слово, заимствованное нами, скорее всего из медицины и сферы здоровья, указывает на какой-то негатив. Он же несет очень здоровую часть. С рынка должны уйти неэффективные. В этом смысле это касается и образования... Рынок образования, если можно интерпретировать образование, как услугу, должен устранить неэффективные программы, и не нужные..."
6 ноября 2009 - Директор центра экономики непрерывного образования АНХ при правительстве России, доктор экономических наук Татьяна Клячко
"...В современном мире, вообще говоря, особенно в развитых странах, технологии меняются очень быстро. Поэтому постоянно нужно, чтобы люди учились, и входили в тот ритм в своей трудовой деятельности, который им задаёт изменение технологий, вот эта динамика технологий. И соответственно формируется очень большая система, которая получила название "Система непрерывного образования"... Американский инженер, например, учится не меньше 120 часов ежегодно. То есть месяц в году он отдаёт на то, чтобы учиться. Соответственно ещё более жёсткие требования предъявляются к людям, которые приходят на новое производство..."
9 ноября 2009 - Ректор московской школы управления "Сколково" Андрей Волков
"...Да, этот рынок сжался радикально в разы. Но вырос другой рынок, рынок заказов от крупных корпораций, потому что они стали искать новые стратегии, им нужны люди, которые понимают новую стратегию, чтобы измениться, и для нас это отличная возможность поучаствовать в этой смене стратегий. В этом смысле рынок меняется, жизнь вокруг нас меняется..."
11 ноября 2009 - Губернатор Кировской области Никита Белых
"...У нас существует областная целевая программа о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда в 2009-м году и организация опережающего обучения, это одна из мер, которые предусмотрены этой целевой программой... Особенность этого обучения заключается в том, что эффективность трудоустройства составляет почти 100 процентов, 99,5 процентов. То есть люди, которые идут на это опережающее обучение, они уже заранее знают, чем они будут заниматься после окончания этого обучения..."
12 ноября 2009 - Заместитель генерального директора корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Владимир Бугреев
"...Корпорация - это сплав высокого интеллекта и золотых рук. Значит, это всё-таки инженерный состав, инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, и плюс высококвалифицированные рабочие, которые изготавливают все разработки нашими конструкторами, и потом всё это воплощается в металл, и в наше высокоточное ракетное вооружение..."
16 ноября 2009 - Первый проректор по учебной работе Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Евгений Юдин
"...Я вижу преодоление вот этого промышленного кризиса – не финансового! – в том, чтобы нам отстоять те отрасли, которые всегда были, по крайней мере, последние 20-30-40 лет были передовыми. Это авиация, это космос, это, в общем-то, некоторые отрасли машиностроения. И поэтому, когда мы сейчас обсуждаем вопрос, как нам выходить из этого состояния – называйте это кризис, называйте "перестройка экономики" - я вижу здесь вариант такой. Если мы хотим остаться на тех позициях, которые были за Советским Союзом признаны как приоритетные, мы должны обратить внимание на эти отрасли..."
18 ноября 09 - Первый проректор по учебной работе Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Евгений Юдин
"...Очень хороший вариант, когда работодатель выбирает, какой специалист ему нужен: бакалавр, магистр, специалист по каким специальностям, а вуз, серьезный, достойный вуз, он должен иметь такие программы и уметь готовить специалистов под заказ работодателя. Вне зависимости от того, какая категория в данном случае обсуждается..."
23 ноября 2009 - Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, директор Красногорского государственного колледжа Виктор Демин
"...Очень серьезная коррекция произошла три года назад, когда было принято государством решение включить учреждения начального и среднего профобразования в приоритетный национальный проект "Образование", где на паритетных началах государства, работодателя и самих учебных заведений поставлена задача подготовить специалистов нового качества. Даже, если хотите, с опережением, то есть тех высококвалифицированных рабочих и специалистов, в которых будет нуждаться реальное производство, сфера услуг, скажем, несколько вперед..."