Москва до сих пор в сознании жителей некоторых иностранных государств ассоциируется с «медведями на улицах» и беспределом 90-ых. В новом веке российская столица потратила немало усилий для того, чтобы улучшить свой имидж в глазах заграничных гостей и увеличить туристский поток. В интервью РИА Новости руководитель комитета по туризму Москвы Григорий Антюфеев развеял слухи и мифы о туристской Москве, а также рассказал, почему российская столица претендует на звание «города городов мира».
- Григорий Валентинович, с какими результатами комитет по туризму завершает туристский сезон 2009 года? Как повлиял мировой финансово-экономический кризис на индустрию туризма российской столицы?
- Сезон еще не закончился, так что окончательные итоги подводить рано. Однако уже сейчас можно констатировать, что по сравнению с прошлым годом туристический поток в Москву сократился на 15%. По данным пограничной службы ФСБ РФ, за 9 месяцев текущего года Москву посетило около 2,6 миллиона зарубежных гостей, в то время как в 2008 году туристов было более 3 миллионов.
Хотя, можно отметить, что падение показателей индустрии туризма существенно ниже, чем в подавляющем большинстве отраслей экономики нашей страны. Например, в ряде отраслей падение составило 70%, а в туризме, как я уже говорил, лишь 15%. Поэтому это очередной повод задуматься над тем, насколько важен и нужен туризм – для развития экономики, для пополнения бюджета, создания рабочих мест.
- Какие меры предпринимает комитет, чтобы минимизировать отрицательное влияние кризиса на столичную туристическую отрасль?
- В начале года мэр Москвы Юрий Лужков положительно отреагировал на наше обращение с просьбой минимально секвестировать деньги, выделенные на развитие туризма. Кроме этого, мэр разрешил комитету по туризму тратить деньги не равномерно в течение года, а значительную часть израсходовать в начале года. Это было важно – мы провели рекламные кампании по всему миру с целью удержания наших позиций на мировом туристическом рынке. Мы рассчитываем, что в течение полугода – максимум года мы вернем утраченные позиции, а в дальнейшем наши показатели пойдут в рост.
- По вашим словам, поток туристов в Москву сократился, не простаивают ли столичные гостиницы пустыми?
- Если падение числа туристов составило 15%, то значит и загруженность отелей Москвы упала на 15%, плюс сезонные колебания. Значит, загрузка у отелей сейчас не 65%, что было средним показателем заполняемости для столичной гостиницы перед кризисом, а 50%, чуть меньше. Хотелось бы, конечно, лучше, но никакой трагедии не видим: люди работают, налоги в бюджет платятся.
- Тем не менее, даже несмотря на падение загруженности столичных гостиниц, номера в них, по данным экспертов, остаются практически самыми дорогими среди столиц мира…
- Да, у нас есть отель Ritz Carlton на Тверской, где номера 10-15 тысяч долларов в сутки, это правда. Ну и что, не можем же мы ее отдавать за «дешево»! У нас, например, есть еще гостиница «Университетская», расположенная в 100 метрах от МГУ имени М.В.Ломоносова. Современное 17-этажное здание, гостиница отремонтирована, класса «три звезды». Номер в гостинице стоит 1,6-1,8 тысячи рублей в зависимости от сезона. 1,6 тысячи рублей – это разве дорого для гостиницы? Кто придумал, что мы дорогие, что к нам ехать неудобно, плохо?!
- К слову говоря, эксперты объясняют средние показатели по числу иностранных туристов, приезжающих в Москву, во многом тем, что в городе дефицит гостиниц среднего класса, который наиболее востребован. По вашему мнению, так ли это?
- В настоящее время в Москве работают более 270 гостиниц общей вместимостью свыше 80 тысяч мест, которые способны принять зарубежных гостей с максимально возможным комфортом. Большую часть, или почти 2/3, в структуре номерного фонда занимают гостиницы категории «три звезды».
Не понимаю, почему журналисты все время говорят, что не хватает гостиниц среднего класса? Это неправда, что в Москве не хватает гостиниц среднего класса, класса «три звезды». Ни разу за 12 лет, сколько я возглавляю комитет, не было ни одного обращения, ни от одной туристической компании о том, что кому-то не хватает места в гостиницах среднего класса. Хотя я многократно через средства массовой информации говорил, что если вдруг кому-то туристов некуда будет селить, звоните в комитет по туризму, гарантирую немедленное заселение. Только одних гостиниц «Холидэй Инн» мировой гостиничной сети Holiday Inn в Москве уже пять, а их номерной фонд составляет несколько тысяч мест.
Ежегодно вводятся десятки гостиниц, в основном, как раз класса «три звезды». Сейчас другая проблема – чтобы темпы строительства гостиниц не опережали темпа роста туристского потока. Чтобы не оказалось так, что гостиницу построили, а она стоит пустая. Повторяю, у нас не было такой ситуации, чтобы мест не хватало. Разве что в советское время было, когда приезжаешь в город, а в гостиницах табличка «Мест нет».
- Да, за пределами центра гостиницы среднего класса есть, но ведь не в центре?
- А что, в самом центре Лондона, Парижа изобилие трехзвездочных гостиниц? Это неправда. Возьмем, например, Лондон, вот скажите, где там в центре трехзвездочные гостиницы? Ни одной не найдете. Например, на улице Парк Лэйн – там только пятизвездочные гостиницы, даже четырехзвездочной ни одной не встретите. Это нормально.
Кроме того, давайте поймем, что такое центр – это самое сердце города. Да на Красной площади не селят в трехзвездочные гостиницы, это правда. Но вот скажем «Холидэй Инн» - трехзвездочная гостиница у Белорусского вокзала, она находится практически на Тверской улице, в Центральном округе. И она не одна, их же много, я вам назову трехзвездочные гостиницы гораздо ближе к центру, чем Белорусский вокзал. На Тверском бульваре есть шикарная гостиница «Ист-Вест», она трехзвездочная, со своим сквером, и при том в самом центре города. Кто сказал, что в центре нет трехвездочных гостиниц?
В общем, пугают туристов дефицитом, ценами, да и еще говорят, что Москва самая дорогая, а это не так.
- То есть Москве «незаслуженно» отдали место в первых строчках экспертных рейтингов по стоимости проживания среди столиц мира?
- Это все сказки, что Москва дорогой город, кто и как это считает? Проезд в метро и на других видах общественного транспорта в Москве самый дешевый - аналогов такой дешевизны в других столицах мира нет. Вот, скажем, в Лондоне проезд на метро составляет 2 фунта, а это примерно 100 рублей. В Москве проезд стоит двадцать рублей с небольшим – то есть в пять раз дешевле!
Говорят еще, что туристам у нас покушать негде или слишком дорого в городе. Назовите мне еще один город на карте мира, где было бы такое изобилие мест питания туристов, особенно в исторической части города - огромное количество, бесконечное число сетевых ресторанов эконом-класса. Вот, например, в одном из них на Новом Арбате 390 рублей стоит шведский стол, подходи и бери, сколько сможешь съесть – всего 40 блюд, салаты, фрукты, горячее, второе. Это меньше 10 евро. Я спрашиваю, где можно в Париже, Токио, Берлине, Риме наесться меньше чем за 10 евро? Причем речь идет о высококачественной пище.
- А как обстоят дела с безопасностью для туристов, ведь для многих иностранных гостей это один из главных показателей при выборе места отдыха?
- Москва стала безопаснее. В Москве нет ни одного района, куда туристам нельзя заходить, и даже ночью. А в Нью-Йорке, например, в путеводителе указан перечень районов, в которых ходить туристам не рекомендуется. В Москве есть преступность, но любой человек должен быть осмотрителен. В целом у нас безопаснее, чем в большинстве мировых столиц. Вот, например, в тихой благополучной Швейцарии, поверьте, тоже есть тюрьмы, и там тоже сидят за убийство. Так что же теперь, в Швейцарию не ездить?!
- Что предпочитают смотреть иностранные туристы в Москве? Появились ли какие-то новые объекты, которые желают увидеть туристы?
- Зачем нужны новые объекты? В Париж ездят за новым? Нет, за старым, посмотреть Лувр, Эйфелеву башню. У нас есть Кремль, Красная площадь, у нас есть Царицыно, Третьяковская галерея. Из более современного – «Лужники», это самый крупный спорткомплекс в мире, аналогов до сих пор нет. Также показываем МГУ на Воробьевых горах. Наша задача – бережно сохранять все старое и продвигать его. Мы приглашаем их в Царицыно, в Коломенское, потому что это история.
- Не за горами Новый год, на него к нам приезжают туристы?
- Туристы, конечно, едут, но их немного. Москва, как и многие города, имеет туристический сезон с мая по октябрь. В зимние месяцы как-то не принято ехать. При всех усилиях мы вряд ли всех переключим с Мальдивских островов на Москву. Хотя, некоторым интересно съездить в Москву именно за снегом - например, испанцам.
- Весной в Москве традиционно проводится Масленица, которая празднуется с размахом на Васильевском спуске. Не повлияет ли кризис на проведение этого праздника?
- Масленица – это очень красивый древний русский праздник, уходящий корнями в древнюю историю языческой Руси. Это, конечно, праздник для москвичей, для россиян, но также и мероприятие событийного туризма. Вот, к примеру, на карнавал в Рио-де-Жанейро приезжает 2 миллиона иностранных туристов за две недели. Мы тоже пытаемся сделать Масленицу привлекательным событием для иностранных туристов. Вроде бы получается. Мы добились того, что нас охотно и бесплатно показывают крупнейшие европейские каналы, печатают хорошие материалы в европейских СМИ.
Праздник устоялся, все привыкли, думаю, год от года он будет набирать масштаб. Мы устраиваем праздничное шествие, москвичам это нравится, они к этому привыкли, несмотря ни на какую погоду, идут на Васильевский спуск. В следующем году мы отметим Масленицу не хуже, чем в 2009-м.
- Будет ли Москва в будущем прикладывать больше усилий к тому, чтобы улучшать свой имидж за рубежом?
- Работа по улучшению имиджа Москвы не прекращается, даже в кризис. Мы размещаем рекламу на CNN, BBC, на крупнейшем телеканале National Geographics. Мы участвуем почти в двух десятках крупнейших международных туристских выставках, в том числе WTM (Лондон), Fitur (Мадрид), BIT (Милан), IMEX (Франкфурт) и других.
Причем туристские выставки – это очень важная вещь. Вот в Мадриде, например, выставку Fitur открывает традиционно король Испании – это показывает отношение к туризму. А канцлер Германии тратит на открытие выставки от 6 до 8 часов, при всей своей занятости. Это впечатляет.
Пять лет назад мы создали Всероссийский координационный совет по туризму, и на сегодняшний день туда входит 69 субъектов Российской Федерации, практически вся Россия. Поэтому мы на всех крупнейших выставках представляем не только Москву. На наших стендах стоит Санкт-Петербург, Казань, и другие крупнейшие регионы. И мы консолидировано представляем Россию от имени Москвы. Москва – город активный, развивающийся, и нам интересно работать по продвижению имиджа.
Мне понравилось, как несколько лет назад задали вопрос композитору Игорю Крутому, мол, вы долго жили в Нью-Йорке, почему вы вернулись в Москву. Мне понравился его ответ, который заключался в том, что раньше Нью-Йорк был “город городов мира», а сегодня Москва «город городов мира», поэтому он и вернулся. В его словах значительная доля правды.
О нас ничего не знают, и нам нужно говорить и говорить о себе постоянно. Мэрия Парижа выделяет на развитие туризма 70 миллионов евро ежегодно. Казалось бы, зачем рекламировать Париж, его и так все знают?! А у них не затихает работа ни на месяц, и это правильно.
Мы тоже должны постоянно напоминать о себе, бороться за место в информационном пространстве, чтобы иметь свой поток туристов и наращивать его. Наши планы – это иметь к 2020 году 10 миллионов иностранных туристов, и это не считая туристов - россиян.