МОСКВА, 22 ноя - РИА Новости. Знаменитый конструктор и один из первых советских космонавтов Константин Феоктистов скончался на 84-м году жизни в субботу в Москве. Феоктистов в 1964 году совершил полет в космос на корабле "Восход". За мужество и героизм, проявленные в ходе космического полета, Феоктистову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Скончался один из первых советских космонавтов Константин Феоктистов >>
В отличие от космического корабля "Восток", новый корабль был многоместным и снабжен системой мягкой посадки, имел резервную тормозную двигательную установку, новое приборное оборудование.
Корабль-спутник "Восход" стартовал на околоземную орбиту 12 октября 1964 года.
На борту космического корабля находился экипаж в составе командира корабля летчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова, научного сотрудника-космонавта Константина Петровича Феоктистова и врача-космонавта Бориса Борисовича Егорова.
За сутки пребывания в космосе корабль 16 раз облетел земной шар, дальность полета "Восхода" составила почти 700 тысяч километров.
Экипаж корабля "Восход" установил два абсолютных мировых рекорда: максимальной высоты космического полета (408 километров) и максимальной массы (веса) (5320 килограммов), поднятой на такую высоту, и два мировых рекорда: дальность полета (669 784,027 километра) и продолжительность полета (24 часа 17 минут 03 секунды) в категории многоместных космических кораблей.
Тринадцатого октября, полностью выполнив программу полета, корабль "Восход-1" успешно приземлился.
Новый многоместный космический корабль "Восход" весил более 5 тысяч килограммов, состоял из гермокабины (спускаемого аппарата), в которой находился экипаж, размещалась аппаратура обеспечения жизнедеятельности, запасы пищи и воды, средства контроля и управления работой бортовых систем корабля, часть приборов радиооборудования, телевизионные камеры, видеоконтрольное устройство, кинофотоаппаратура, аппаратура для медицинских и научных исследований, средства пеленгации на участке спуска и приземления. На корабле имелся также и приборный отсек, в котором размещались приборы радиооборудования, жидкостная тормозная двигательная установка, аппаратура управления, система терморегулирования, источники тока. Этот отсек загерметизирован.
Для защиты от воздействия высоких температур на участке спуска гермокабина с внешней стороны имела специальную термоизоляцию. В кабине - три люка. После приземления экипаж мог выйти из кабины через любой из этих люков. Кроме того, в кабине три иллюминатора, через которые экипаж мог вести визуальное наблюдение и кинофотосъемку. В кабине корабля экипаж располагался в смоделированных по телу космонавтов амортизированных креслах.
Программа научных и технических исследований, выполненная экипажем корабля "Восход" во время полета, была весьма насыщенной, писал летчик-космонавт Алексей Леонов, который также летал в космос на "Восходе".
Командир корабля Комаров осуществлял контроль и наблюдение за приборами, выполнял ручную ориентацию корабля, поддерживал радиосвязь с Землей и провел ряд научных исследований.
Присутствие на борту корабля научного сотрудника Феоктистова позволило существенно расширить программу проводимых исследований и провести различные наблюдения астрономического и геофизического характера.
Феоктистов вместе с командиром корабля осуществлял радиосвязь с наземными пунктами управления, контролировал работу оборудования и бортовой аппаратуры. Он проводил астрономическую ориентацию и управление кораблем по ионным датчикам, сверял "Глобус" и бортовые часы, выполнял визуальное наблюдение, фотографировал и снимал киноаппаратом горизонт и ореол атмосферы Земли, измерял яркость звезд, проводил эксперименты с жидкостью.
Включение в состав экипажа врача Егорова подчеркивало важность контроля за состоянием космонавтов и необходимость проведения подробных медико-биологических исследований непосредственно в космическом полете. Егоров регистрировал биотоки головного мозга и электрические потенциалы, возникающие при произвольных и непроизвольных движениях глаз.
Космический корабль типа "Восход" существенно отличался от своих предшественников - кораблей "Восток". Помимо трехместной кабины, на корабле "Восход" было применено новое приборное оборудование и установлен ряд принципиально новых систем. Так, например, его новая бортовая телевизионная система обеспечивала не только передачу на Землю "телерепортажей" из кабины, но и передачу картин, наблюдаемых с борта корабля. Впервые космонавты совершали полет без скафандров и без системы катапультирования. Корабль был снабжен системой мягкой посадки.
Полет космического корабля "Восход" ознаменовал собой начало нового этапа в непосредственном изучении человеком космического пространства. Во время этого полета научные работники различных специальностей получили возможность совместно вести исследования. Другими словами, впервые в истории человечества в космосе трудился коллектив научной лаборатории.
Восемнадцатого марта 1965 года на орбиту спутника Земли мощной ракетой-носителем был выведен новый советский космический корабль "Восход-2" с двумя летчиками-космонавтами на борту. Командиром корабля был Павел Иванович Беляев и вторым пилотом - Алексей Архипович Леонов. Перед экипажем стояла одна из самых принципиальных задач космонавтики - осуществление в процессе орбитального полета выхода человека из корабля в космическое пространство.
На втором витке полета Алексей Леонов в специальном скафандре совершил выход в космос.
Находясь вне корабля, космонавт удалялся от него на расстояние до пяти метров, обследовал наружную поверхность корабля, включал кинокамеру, успешно провел комплекс исследований и визуальных наблюдений и благополучно возвратился в корабль.
С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.
Общее время пребывания советского космонавта в условиях космического пространства составило 24 минуты, в том числе вне корабля - 12 минут.
Полет корабля "Восход-2" продолжался в течение 26 часов и был завершен командиром корабля Павлом Беляевым с использованием ручного управления, что делалось в космосе впервые.
Выход человека в космос, совершенный во время полета корабля "Восход-2", - это беспримерный эксперимент, доказавший, что человек может не только совершать полеты в космосе, но и активно работать в космическом пространстве. Решение этой задачи ознаменовало собой начало качественно нового этапа в исследованиях космического пространства. Оно открыло перспективы осуществления сборочных работ в космосе и, следовательно, создания там долговременных обитаемых орбитальных станций.
Это достижение по своей значимости стоит в одном ряду с запуском первого искусственного спутника Земли и первым полетом человека в космос.
Справка составлена на основе открытых источников.