МОСКВА, 21 ноя - РИА Новости. Российские вузы, участвующие в программах опережающего обучения, должны учесть опыт их осуществления в рамках антикризисных мер на рынке труда с целью корректировки этих программ с учетом реальных потребностей работодателей, считает заместитель директора Департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ Татьяна Дубова.
«На следующий год в бюджете вновь выделяются средства на организацию опережающего обучения работников. Необходимо, чтобы в ходе этой работы вузы смогли проанализировать заказы на подготовку специлистов, те животрепещущие задачи, которые работодатели ставят перед учебными заведениями, чтобы подкорректировать свои программы в соответствии с этими требованиями», - сказала Дубова в ходе круглого стола по проблемам опережающего оубечния, организованного совместно РИА Новости и ГУ-ВШЭ.
По ее словам, снятию проблем налаживания связей между работодателями и учебными заведениями способствует, в частности, отслеживание вузами востребованности выпускников на рынке труда. «Если вуз не следит за тем, как трудоустраиваются его выпускники, это приводит к тому, что вузовские программы переобучения перестают корректироваться», - пояснила она.
В то же время, отметила она, высшее образование не должно замыкаться исключительно на потребности бизнеса.
«Сфера образования должна превосходить круг интересов бизнеса, не должна слепо следовать за тем, что в качестве потребности выдвигает работодатель. Она должна быть шире, и задавать зону ближайшего развития. Только тогда образование будет выполнять свою функцию", - пояснила Дубова.
По мнению руководителя группы по работе с образовательными учреждениями "Роснано" Станислава Нисимова, нельзя подменять понятие образование термином опережающее обучение. "У меня есть понимание, что подразумевается под опережающим обучением сегодня, то есть обучение людей, которые находились под угрозой увольнения. Образование, если это качественное образование, по своей сути всегда опережающее обучение, однако не стоит применять такое широкое толкование к этому термину, иначе мы его дискредитируем ", - полагает он.
Нисимов сообщил, что "Роснано" помогает готовить кадры для компаний, проекты которых госкорпорация поддержала.
"И мы называем это опережающим обучением, имея в виду, что предприятия начнут работать через какое-то время, а пока это чистое поле. Но через год или два на этом месте будет стоять высокотехнологичное оборудование, на нем будут работать люди, и вот с этой точки зрения, мы, действительно, опережая время, выполняя конкретную практическую задачу, готовим кадры", - пояснил он.
В свою очередь, главный специалист Национального фонда подготовки кадров Михаил Лыков указал, что у образования и опережающего обучения разные задачи. "Образование готовит специалиста с максимумом компетенции, которая дает ему способность адаптироваться под будущие производственные процессы. Уже потом, в рамках программ опережающего обучения, подстроенных под новые рабочие места, он сможет получить подготовку, которая позволит ему применить эти способности на практике», - сказал он.
Лыков также отметил необходимость внедрения новаых профессиональных стандартов образования. «Чтобы говорить о качестве образования, необходимо внедрить новые профессиональные стандарты. Также необходимы новые технологии обучения. Нужно отталкиваться от этого. Тогда у нас будет гарантированный спрос на образовательные программы", - заключил он.
14:07 21.11.2009
(обновлено: 14:19 21.11.2009)
Программы опережающего обучения должны учитывать антикризисный опыт
© РИА Новости / Александр Поляков | Перейти в медиабанкПрограммы опережающего обучения должны учитывать антикризисный опыт
Читать ria.ru в
Российские вузы, участвующие в программах опережающего обучения, должны учесть опыт их осуществления в рамках антикризисных мер на рынке труда с целью корректировки этих программ с учетом реальных потребностей работодателей.