Рейтинг@Mail.ru
ФНС почти выполнила годовой план-2009, в 2010 году предвидит трудности - РИА Новости, 20.11.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ФНС почти выполнила годовой план-2009, в 2010 году предвидит трудности

© Фото предоставлено ФНСМокрецов Михаил Павлович, руководитель Федеральной налоговой службы
Мокрецов Михаил Павлович, руководитель Федеральной налоговой службы
Читать ria.ru в
Дзен
21 ноября российские сотрудники налоговых органов отмечают профессиональный праздник. Накануне Дня налоговика глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов рассказал РИА Новости о повседневной работе, проблемах налоговых органов, а также о результатах, которых удалось добиться в последние годы, чтобы повысить собираемость налогов и облегчить жизнь налогоплательщиков.

В субботу, 21 ноября, российские сотрудники налоговых органов отмечают профессиональный праздник. Накануне Дня налоговика глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов рассказал РИА Новости о повседневной работе, проблемах  налоговых органов, а также о результатах, которых служба добилась в последние годы в стремлении повысить собираемость налогов и облегчить жизнь налогоплательщиков.

- Михаил Павлович, ранее вы заявляли, что, несмотря на кризис, выполните план по сбору налогов на текущий год. Подтверждаются ли эти прогнозы, какой ожидаемый объем налоговых доходов бюджета по итогам 2009 года и в 2010 году?

- Для ФНС этот год был непростым, как и для всей российской экономики, но, тем не менее, нам удалось справиться с поставленной задачей.

За январь-октябрь 2009 года в федеральный бюджет поступило 2,5 триллиона рублей администрируемых ФНС России доходов - годовые показатели, установленные бюджетом текущего года, исполнены за 10 месяцев на 95%.

По оценке службы, в целом по администрируемым налоговиками доходам федеральный бюджет в 2009 году будет выполнен.

В соответствии с проектом федерального бюджета на 2010 год нам  необходимо обеспечить поступление доходов в объеме 2,7 триллиона рублей. Эти объемы рассчитаны без учета единого социального налога (который со следующего года заменяется страховыми взносами – прим. ред.), зачисляемого в федеральный бюджет, поскольку его администрирование, а также администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, передается Пенсионному фонду.

В условиях неопределенности экономического развития и изменения законодательства о налогах и сборах поставленная перед ведомством задача достаточно сложна.

- С какими проблемами приходится сталкиваться налоговикам в повседневной работе?

- Основных проблем несколько, и лежат они в разных плоскостях. Одной из проблем, возникающих у налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля, является труднодоступность оперативного получения информации о движении денежных средств между организациями–участниками схем уклонения от налогообложения, в том числе с использованием фирм-«однодневок».

Сейчас для получения такой информации налоговые органы должны направлять письменные запросы в банки по каждой организации в цепочке. Учитывая количество организаций, этот процесс, как показывает практика, занимает около года.

Эту проблему следует рассматривать в комплексе мер, направленных не только на борьбу с лицами, участвующими непосредственно в схемах обналичивания денежных средств и выводе их за рубеж, но и на выявление выгодоприобретателей и заказчиков данных услуг, целями которых являются легализация доходов, полученных преступным путем, и получение необоснованной налоговой выгоды.

В настоящее время отсутствуют правовые основания, позволяющие налоговым органам оперативно получать информацию об операциях на счетах банков и, таким образом, видеть движение денежных средств, соотносить их с характером и масштабом экономической деятельности, объемом налоговых обязательств предприятия.

Другая проблема – заявительный характер регистрации, позволяющий регистрировать организации по фиктивным документам, а также отсутствие у налоговиков оснований для отказа в регистрации, что позволяет регистрировать фирмы-«однодневки».

Так, из четырех миллионов налогоплательщиков 1,7 миллиона - так называемые «спящие компании» (sleeping companies - прим. ред.), которые в любой момент могут «проснуться», то есть совершить товарную или денежную операцию, обналичить средства или принять участие в минимизации налоговых обязательств другой компании, а затем вновь исчезнуть.

Мы считаем, что доступ к банковским счетам в короткие сроки и установление ответственности за предоставление недостоверных данных при регистрации налогоплательщиков даст возможность налоговым органам более эффективно контролировать и предотвращать схемы ухода от налогов.

- Как налоговые органы сотрудничают с другими ведомствами, «снабжающими» ФНС информацией, необходимой для начисления налогов?

- Мы формируем налоговые обязательства граждан на основе информации о налогоплательщиках и объектах налогообложения, представляемой регистрирующими органами: Росрегистрацией, Роснедвижимостью, БТИ, ГИБДД в виде баз данных.

Исчисление транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физлиц осуществляется налоговыми органами на основе данных, содержащихся в этих базах.

При этом налоговая служба не имеет права самостоятельно вносить в них изменения – это компетенция исключительно ведомств, обязанных создавать их и поддерживать в актуальном состоянии.

Ошибки в базах данных по имущественным и транспортному налогам порождают ошибки в исчислении налоговых обязательств граждан и, соответственно, генерируют жалобы на неверно указанные данные в направленных налоговых уведомлениях.

Кроме того, очевидно, что от полноты, актуальности и правильности базы по имуществу и транспортным средствам зависят и поступления в региональные и местные бюджеты.

В этой связи, по мнению ФНС, необходимо поставить вопрос об усилении ответственности ведомств-«владельцев» баз информации об объектах налогообложения за их качество и актуальность.

- Сейчас «на слуху» тема необходимости перерегистрации ООО, говорят об огромных очередях в налоговые инспекции, предприниматели опасаются, что компании с начала года придется закрыть, если они не успеют изменить устав…

- Вопрос о проблемах связанных с «перерегистрацией ООО», неоднократно неоднократно поднимался в СМИ. Этот термин не вполне корректен и вводит читателей в заблуждение.

Разъясню, что обществам с ограниченной ответственностью, созданным до 1 июля 2009 года, необходимо не перерегистрироваться, а привести свои уставы в соответствие с требованиями существенно изменившегося с законодательства, регулирующего их деятельность до 1 января 2010 года.

Вместе с тем, применение в отношении «опоздавших» ООО после этой даты штрафных санкций и уж тем более таких мер, как ликвидация или приостановка операций по счетам, не предусмотрено.

Поэтому регистрация изменений уставов обществ будет осуществляться налоговыми органами и после января следующего года. Эта позиция уже не раз озвучивалась должностными лицами ФНС в СМИ, соответствующая информация размещена и на нашем сайте.

- Какие достижения налоговиков за последние годы вы можете упомянуть?

- Мы активно внедряем Интернет-технологии и рекомендуем налогоплательщикам активно ими пользоваться – это сэкономит время и упростит предоставление отчетности.

Федеральной налоговой службой обеспечена возможность представления в электронном виде всех форм бухгалтерской и налоговой отчетности.

По состоянию на первое октября более миллиона налогоплательщиков уже  сдают отчетность с использованием защищенных каналов Интернет.

В среднем по России уже больше половины предприятий представляют налоговые декларации по сети, а в отдельных регионах этот показатель превышает 80%.

А с 2010 года все организации, сдающие отчетность в электронном виде по каналам связи, получат эксклюзивные коды доступа к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом и другой специальной информации налоговой службы.

Не стоит опасаться предоставлять отчетность через Интернет - ФНС использует самые современные программные средства хранения и обработки информации. В настоящее время в налоговых органах используются 18 информационных ресурсов, многие из которых уникальны. Уже создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура ФНС России, которая охватывает 2700 объектов – от федерального до местного уровня. Мы применяем системы резервирования каналов связи, в том числе с использованием спутниковых каналов.

-  Будут ли эти возможности доступны и для граждан?

- Сейчас мы проходим опытную эксплуатацию программного обеспечения первого этапа проекта «Личный кабинет налогоплательщика», в ноябре следующего год планируется начать его использовать.

Таким образом, эксклюзивные коды доступа к персональной информации смогут получить и налогоплательщики-физические лица, то есть граждане. Для них в «Личном кабинете налогоплательщика» будет доступна информация об объемах налоговых обязательств, суммах уплаченных налогов и имеющейся задолженности.

Каждый человек с любого компьютера с доступом в Интернет сможет  оперативно ознакомиться со своими налоговыми обязательствами, автоматически сформировать платежный документ и осуществить платеж удобным способом: напрямую в банке или через банкоматы и платёжных терминалов.

ФНС также начала применение технологии информирования налогоплательщиков о текущей задолженности по sms-запросам. В частности, такой опыт применяется в Нижегородской области.

Абонент любого оператора связи, отправив ИНН в качестве содержимого sms-сообщения на федеральный номер сотовой связи, в ответ получает сообщение с информацией о задолженности по имущественным налогам.  Информация включает сведения об общей сумме задолженности по каждому виду платежа или об отсутствии задолженности.

В ряде регионов уже можно уплачивать транспортный налог, налог на землю, и налог на имущество через платежные терминалы. При проведении платежа через терминал плательщик должен выбрать логотип «налоговые платежи», налоговую инспекцию, ввести с клавиатуры терминала индекс документа, код бюджетной классификации и сумму, указанные в платежном документе.

- Как обстоят дела с проведением налоговых проверок?

- Мы разработали и внедрили Концепцию планирования выездных налоговых проверок, предусматривающую новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, еще в 2007 году.

Эта система основана на комплексном анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, отказе от тотального контроля и переходе к контролю, основанному на критериях риска.

Следует подчеркнуть, что эта информация открыта. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, опубликованы на нашем сайте. С их помощью плательщик сам может оценить риск проведения выездной проверки.

В прошлом году был введен новый, 12-й критерий, в котором по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, приведены наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

В соответствии с этим критерием налогоплательщики самостоятельно могут  откорректировать свои налоговые обязательства за истекшие периоды при оценке своей деятельности с точки зрения налоговых рисков.

А налоговые органы, в свою очередь, обязаны учесть эти уточненные налоговые обязательства при планировании и проведении мероприятий налогового контроля.

Важно, что механизм «12 критерия» в условиях кризиса не только обеспечил дополнительные поступления в бюджет (за 2008 год и январь-сентябрь 2009 года – более трех миллиардов рублей), но и позволил уберечь от банкротства налогоплательщиков, сохранить рабочие места.
Общая же сумма налоговых обязательств, добровольно уточненных налогоплательщиками,  в 2008 году составила 114 миллиардов рублей, а за девять месяцев текущего года – 86 миллиардов.

- Часто ли налогоплательщики оспаривают решения ФНС в суде или все таки предпочитают урегулировать спорные вопросы до суда?

- В настоящее время порядка 40% жалоб налогоплательщиков полностью или частично удовлетворяется налоговыми органами, без обращений в суд, что свидетельствует и о росте доверия налогоплательщиков к досудебной процедуре разрешения налоговых споров. Сегодня все больше заявителей отдают предпочтение досудебной процедуре, а не обращению в суд.

Мы в ФНС создали специализированные отделы досудебного аудита, которые  рассматривают заявления и жалобы на акты, действия или бездействия налоговых органов, а также их должностных лиц.

Служба досудебного аудита, созданная внутри ФНС, не связанна организационно с контрольной работой и стремится к объективности при рассмотрении жалоб налогоплательщиков.

С учетом судебной и арбитражной практики мы получаем обширную информацию о качестве работы налоговых органов, конкретных должностных лиц, правоприменительной практике и пробелах в законодательстве. Это некая обратная связь. На основе анализа этой информации мы принимаем конкретные управленческие решения, направленные на повышение качества работы и точное исполнение законодательства.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала