Иван Захарченко, международный обозреватель РИА Новости
МОСКВА, 20 ноя - РИА Новости. Итак, Европа приблизилась к унитарному государству, получив теперь не только единую финансовую систему, единые границы и экономическое пространство, но еще фактически и президента с министром иностранных дел.
Консенсусом европейских лидеров на новый пост председателя Евросовета назначен бельгийский премьер Херман ван Ромпей, с которым России и предстоит иметь дело для построения новых отношений с ЕС, прежде всего в заключении нового базового соглашения, в энергодиалоге, выстраивании структуры общеевропейской безопасности и, наконец, решении визовых вопросов. Главой дипломатии в ЕС, как уже известно, стала еврокомиссар по торговле, баронесса из Великобритании Кэтрин Эштон.
Малоизвестные лидеры ЕС устроили весь блок >>
Насколько "перестройка" в ЕС, ставшая возможной с ратификацией 27 европейскими государствами реформаторского Лиссабонского договора, оказалась благоприятной для России и ее отношений с будущей Европой?
Первый президент ЕС приступит к обязанностям с 1 января 2010 года >>
Начнем с того, что само по себе появление по сути "президентского" поста председателя Евросовета усиливает централизацию власти, упрощает процесс принятия решений и политических согласований. Если раньше главой ЕС становился лидер страны-председателя, которая менялась каждые полгода, то теперь глава Евросоюза сосредоточит власть в своих руках на два с половиной года с возможностью повторного переизбрания.
Позитивно ли это для выстраивания российско-европейских отношений? Безусловно. Такое положение дел гораздо выгоднее и эффективнее, чем ситуация, когда в год дважды сменялись бы председатели ЕС и с каждым из 27 партнеров приходилось бы каждый раз выстраивать взаимоотношения.
Структуры власти в Евросоюзе, как ожидают наблюдатели, станут теперь сильнее, а переговоры с централизованным руководством вести в бюрократическом плане гораздо проще. Соответственно, изменяется и схема переговоров на высшем уровне Россия-ЕС, когда российский президент будет общаться с "президентом" Европы, а не постоянно меняющимися лидерами стран-председателей ЕС.
Теперь о бельгийском премьере, который и стал таким европейским лидером.
Карикатуры: Сколько дают за пост президента ЕС >>
Херман ван Ромпей известен прежде всего как политик, который остановил процесс дезинтеграции Бельгии. Прагматичный, с развитыми дипломатическими навыками, способный к достижению компромиссов, обладающий "бельгийским здравым смыслом" - такие позитивные характеристики дают ему эксперты по проблемам Евросоюза. Это также, безусловно, благоприятствует налаживанию и с ним, и ЕС в целом делового и конструктивного переговорного процесса.
Введение европейского поста "министра иностранных дел", а именно заместителя председателя Еврокомиссии (вице-премьера), высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности также упрощает работу с европейцами в дипломатической сфере.
Биография Хермана ван Ромпея >>
До сих пор внешней политикой ЕС занимались два человека: комиссар по вопросам внешних сношений Бенита Ферреро-Вальднер руководила различными программами Евросоюза и в ее руках, попросту говоря, были деньги, а верховный представитель ЕС по общей внешней политике и безопасности Хавьер Солана обладал только политическими полномочиями. Теперь же два поста как бы объединили, и у главы внешнеполитического ведомства ЕС будут теперь и политические, и финансовые рычаги.
Баронесса Кэтрин Эштон. Биографическая справка >>
Следовательно, согласовывать позиции по той или иной проблеме станет проще. Скажем, раньше, чтобы решать какой-либо вопрос, министру иностранных дел России приходилось звонить или контактировать то с Ферреро-Вальднер, то с Соланой, то с главой МИД очередной страны-председателя ЕС, то теперь есть единое конкретное лицо, которое отвечает за дипломатию.
Как заявил российский министр иностранных дел Сергей Лавров 20 ноября на пресс-конференции по итогам российско-германских переговоров, в России заинтересованы в том, чтобы Евросоюз становился "сильнее и эффективнее".
Лавров надеется на продолжение в ЕС курса партнерства с Россией >>
По его словам, баронесса Кэтрин Эштон за год ее работы еврокомиссаром по торговле получила известность "высокого профессионала, и в контактах с российским коллегами она проявила умение слышать и учитывать нашу точку зрения".
Назначение Эштон европейским "министром иностранных дел" стало неожиданностью, но для России, по мнению наблюдателей, она оказалась весьма приятной. Впрочем, это не означает, что теперь все у России и Европы пойдет как по маслу, и у Москвы иллюзий на сей счет, по всей видимости, нет.
"На новые посты в Евросоюзе выбрали двух человек, которые не обладают никаким лидерским опытом", - сказал РИА Новости заместитель директора Института Европы РАН, руководитель Совета по внешней и оборонной политике России Александр Караганов.
По его словам, следует ожидать, что ЕС "продолжит дрейф в международной политике", Херман ван Ромпей и Кэтрин Эштон, обладающие лишь способностью к компромиссам, смогут снять острые углы в отношениях с Россией. "Но они не выведут их на новые высоты, пока обе стороны реально не поймут, что они друг от друга хотят", - считает эксперт.
Лидеры ЕС поздравляют с избранием ван Ромпея и Кэтрин Эштон >>
Ситуация такова, что в краткосрочной перспективе в российско-европейских отношениях "мало что изменится, так как ЕС - это весьма инерционная система", как сказал РИА Новости еще один российский эксперт Алексей Кузнецов, руководитель Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений.
По его словам, если речь идет об энергетическом диалоге, то тут проще договариваться с каждой отдельной страной, а не бюрократической машиной Европы в целом.
Признаков какого-то прорыва, как считает Кузнецов, в отношениях ЕС и России не наблюдается. "Тут инициатива должна исходить из ЕС", - сказал он.
Визовый режим сокращает туристический поток, научные и деловые контакты с Россией. Формулы упрощения его, как убежден эксперт, это - "не более чем ширма, и реального упрощения нет". Еще одна проблема - торговый протекционизм, который новые европейские структуры власти могут ослабить, но не устранить.
"Проблема в том, что они (европейцы) должны понимать необходимость (безвизовых контактов и снятия барьеров в торговле), но такого понимания сейчас пока нет. Европейцы не видят, что наличие виз - это разделение Европы и России на своих и чужих. Нас просто не хотят слышать", - сказал Алексей Кузнецов.
Что же нам стоит ожидать в такой ситуации от реформы в ЕС и появления новых гибких в плане компромиссов, но не обладающих харизмой персоналий в европейских структурах власти? Изменения в российско-европейских отношениях, прежде всего в активизации диалога, безусловно, будут, но резких перемен явно никто не ждет.
(Мнение автора может не совпадать с позицией редакции).