С этого года во всех вузах страны учатся студенты, поступившие в них по итогам единых государственных экзаменов (ЕГЭ). О том, как следует готовиться к сдаче госэкзамена по русскому языку и чему должны быть посвящены уроки по этому предмету в школе, в интервью РИА Новости рассуждает преподаватель факультета довузовской подготовки (ФДП) Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Людмила Степанова.
- Людмила Сергеевна, Вы долгое время работали в школе учителем и хорошо знакомы с нынешней системой подготовки учащихся к поступлению в вузы. Скажите, как переход на ЕГЭ изменил содержание школьных уроков русского языка? Отразились ли изменения на знаниях ребят-выпускников?
- Содержание уроков русского языка в целом не изменилось, если иметь в виду учебники и программу. Они сейчас те же, что были раньше. Но форма контроля знаний стала другой, и это повлекло за собой сдвиги в методах обучения. К глубокому сожалению, мы сталкиваемся сейчас с тем, что на протяжении всего 11-го класса многие учителя перешли к планомерным занятиям в формате ЕГЭ. Школьники не совершенствуются во владении русским языком, а их «натаскивают» на ЕГЭ. Я считаю, что это неправильно.
- С чем, на ваш взгляд, связана такая ситуация?
- Это связано с тем, что каждого учителя оценивают сейчас непосредственно по результатам, которые получил его класс на экзамене. Естественные опасения учителей, что их оценят ниже, чем им хотелось бы, оборачиваются тем, что они выбирают самый прямой и короткий путь к получению внешне успешного результата: начинают просто тренировать детей в выполнении экзаменационных заданий, часто формально. Практика оценки работы учителя по одним только результатам учащихся приводит к тому, что искажается смысл изучения такой основополагающей дисциплины, как русский язык, никто не заботится о глубине понимания ребятами существующих в языке закономерностей. Страдают от этого и сами учителя, и дети. Но это одна сторона вопроса.
Вторая проблема заключается в том, что именно следует понимать под грамотностью в применении к школьному предмету русский язык. Традиционно грамотность рассматривают как осведомленность в правилах орфографии и пунктуации, то есть ученик должен правильно пользоваться знаками препинания и без ошибок писать слова. Однако освоение языка предполагает обязательное грамотное владение связной речью. Дети же сейчас зачастую не могут внятно составить предложение. В то время как контроль знаний в формате ЕГЭ и государственной итоговой аттестации (ГИА) после 9-го класса ставит целью проверить не только пунктуационную и орфографическую грамотность, но и общие коммуникативные навыки школьников, владение связной речью. Задания контрольных измерительных материалов ЕГЭ, так или иначе проверяющие коммуникативную компетенцию выпускников, составляют весомую часть экзамена. Госатестация девятиклассников технологически близка к ЕГЭ и включает три блока заданий, направленных частью на анализ содержания текста, частью – на анализ текста с точки зрения языка. В 2009 году контроль в форме ГИА проходили 45 % российских школьников. Что показательно: оценку «два» получили 11% из них, оценку «пять» - чуть более 9%, при этом максимальное количество баллов набрали только 0,45%.
Но дело не только в оценках. То, что в школе так мало внимания уделяется развитию речи, крайне прискорбно и потому, что, по утверждению лингвопсихологов, основы владения речью закладываются к 15-16 годам, в более взрослом возрасте овладеть речью становится гораздо труднее.
- Каким образом, на Ваш взгляд, следует строить обучение русскому языку, чтобы успешно сдать ЕГЭ, в том числе и в той его части, которая позволяет проверить владение школьников связной речью?
- Основой подготовки по русскому языку на школьных уроках должен быть связный текст. Я много лет работала в школе, и мои выводы основаны на опыте работы с детьми. Только работая с текстом, можно избежать ошибок традиционной педагогики, в соответствии с методиками которой дети работают со словом, словосочетанием и предложением. Нельзя, чтобы на живую речь в виде текста дети обращали внимание лишь на итоговом экзамене. Если мы сразу будем отталкиваться от текста, мы научим ребенка выражать свои мысли, выделять главное, понимать смысл написанного во всей его глубине, это пригодится ему и в вузе - при восприятии лекций, при конспектировании,- и в дальнейшей жизни. Именно для этого мы разбираем тексты с различных точек зрения – грамматической, лексической, содержательной.
Ребята, которые учились у меня на курсах в 9-м классе, пришли ко мне сейчас и говорят, что стали лучше владеть словом, научились формулировать свои мысли. Что касается сдачи ЕГЭ, то средний показатель выпускника, прошедшего у нас курс подготовки к нему, – 74 балла, тогда как средний балл по России – 56,4. Наша практика показала: если не натаскивать, а обучать системно, с целенаправленным вниманием к развитию культуры речи, это будет гораздо более эффективно. На экзамене ребенок чувствует себя уверенным просто в силу достаточного владения материалом.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости