МОСКВА, 19 ноя - РИА Новости. Россия не увязывает между собой процессы нагорно-карабахского урегулирования и армяно-турецкого сближения, заявил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.
Главы МИД Армении и Турции Эдвард Налбандян и Ахмед Давутоглу 10 октября в университете Цюриха подписали "Протокол об установлении дипотношений" и "Протокол о развитии двусторонних отношений". Документы после подписания должны быть одобрены парламентами двух стран. По словам Нестеренко, в некоторых СМИ Армении появились утверждения о том, что в Москве, "изменили позицию и теперь увязывают между собой процессы нагорно-карабахского урегулирования и армяно-турецкого сближения".
"Это недоразумение. Российская точка зрения неоднократно разъяснялась министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Она остается неизменной. Речь идет о двух различных процессах", - сказал Нестеренко, слова которого приводятся на сайте департамента информации и печати МИД РФ.
Глава турецкого правительства Тайип Эрдоган неоднократно заявлял, что Турция не откроет границу с Арменией до разрешения конфликта в Нагорном Карабахе. В свою очередь, армянские власти заявляют, что существуют договоренности, которые отражены в протоколах, подписанных в Цюрихе, а в них нет никаких предварительных условий, в том числе, о связи армяно-турецких отношений с карабахским урегулированием.
Нестеренко указал, что Россия позитивно относится к подписанным Арменией и Турцией двусторонним документам, "которые определяют последующие действия сторон по продвижению и всеобъемлющей нормализации государственных отношений".
"Убеждены, что установление добрососедских связей между Арменией и Турцией объективно должно способствовать дальнейшим шагам, укрепляющим мир и безопасность в Закавказье", - указал дипломат.
"Что касается нагорно-карабахского конфликта, то, несмотря на сохраняющиеся разногласия, сторонам удалось достичь определенного продвижения в согласовании базовых принципов его урегулирования", - отметил Нестеренко.
По словам официального представителя, Москва считает, что главная ответственность за разрешение нагорно-карабахского вопроса должна лежать на самих азербайджанцах и армянах. "Россия будет готова поддержать тот вариант решения проблемы, который устроит все вовлеченные стороны, а в случае достижения компромиссной договоренности - выступить гарантом урегулирования", пояснил он.
Начало карабахскому конфликту было положено в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) с центром в Степанакерте заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах бывшей НКАО и соседних районов Азербайджана с преимущественно армянским населением. Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.
Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран, продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и - полностью или частично - семью прилегающими к нему районами.
С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении территориальной целостности, Армения защищает интересы Карабаха, который не является стороной переговоров.