МОСКВА, 19 ноя - РИА Новости. В России курят более 60% населения, причем дети первую сигарету пробуют уже в третьем классе, заявил РИА Новости заместитель директора НИИ пульмонологии ФМБА России, эксперт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с табакокурением в России Николай Антонов в канун Международного дня отказа от курения, отмечаемого в мире 19 ноября.
Курильщиков в РФ - большинство
По данным ВОЗ, в мире 90% смертей от рака легких, 75% - от хронического бронхита и 25% - от ишемической болезни сердца обусловлены курением. Каждые десять секунд на планете умирает один заядлый курильщик, к 2020 году этот уровень может повыситься до одного человека за три секунды.
"Наша страна считается одной из самых курящих в мире, потому что если больше 50% населения курит, эту страну относят к числу стран с высоким распространением курения. У нас курит более 60%", - сказал Антонов.
В день отказ от курения миллионы курильщиков добровольно на один день или более отказываются от курения. В Российской Федерации "Международный день отказа от курения" проводится с 1992 года. Заметно активизировалась работа по проведению дня отказа от курения в последние два года.
По словам Антонова, по разным регионам России среди мужского населения количество курильщиков достигает 70%-75%, распространенность курения среди женщин несколько поменьше - 35%-40%.
Сигареты стали привлекать женщин и детей
По словам эксперта, в тех странах, где идет активная борьба с курением, среди мужского населения снижается количество курящих. Поэтому, компании, выпускающие сигареты, делают рекламу, ориентированную на женскую и подростковую часть населения и тем самым там растет количество курящих среди этих категорий населения.
"Эти тонкие красивые сигареты, активная работа с подрастающим поколением, приводят к тому, что за последние годы резко возрастает распространенность курения среди женщин и среди детишек", - сказал Антонов.
По словам специалиста, свою первую сигарету дети пробуют в 10 лет или в третьем классе, а к окончанию школы порядка 30% мальчиков становятся курильщиками.
"Считается, что 50%-55% детишек к окончанию школу пробовали сигареты", - отметил эксперт.
Курильщики живут меньше на 10-15 лет
По словам Антонова, продолжительность жизни у заядлых курильщиков сокращается как минимум на 10-15 лет. Плюс ко всему, все курильщики страдают хроническими легочными заболеваниями.
"Курение является фактором риска более 15 всевозможных раков, оно является причиной заболеваний бронхолегочных патологий, сердечно-сосудистой, эндокринологии. И смертность, естественно, возрастает, а продолжительность жизни падает у этих людей минимум на 10-15 лет", - подчеркнул он.
Антонов не рекомендует заядлым курильщикам, у которых высокая никотиновая зависимость, бросать курить самостоятельно, а только под наблюдением врача. Он считает, что негативный момент отказа от курения в дальнейшем закрепляется в памяти у этих людей и повторные попытки, как правило, бывают не очень успешными.
"Отказ от курения - это процесс. Не обязательно с одной попытки бросить, их может быть и две, и три", - сказал эксперт.
Антонов считает, что на сегодняшний день нет какого-то единственно правильного и эффективного метода лечения, который бы на 100% избавил человека от табачной зависимости.
"К сожалению, это довольно сложная проблема и эффективность отказа от курения зависит от умения врача, от способов лечения и колеблется от 30% до 60%-70%", - резюмировал эксперт.
Социально ответственный табак
В свою очередь, многие табачные компании предпочитают не комментировать проблему курения напрямую, заявляя, что у всех крупнейших производителей существуют социальные программы, в том числе направленные на борьбу с подростковым курением. Это выражается, например, в поддержке деятельности общественных организаций, в центре внимания которых находится проблема табакокурения.
Производители информируют продавцов о правовых аспектах и законодательных ограничениях, существующих в области торговли их продукцией, сообщили РИА Новости в российских представительствах "Филип Моррис Интернэшнл" и Japan Tobacco International (JTI). Кроме того, компании обеспечивают розницу тематическими наглядными материалами, которые размещаются в торговых точках, где реализуются табачные изделия. Например, это наклейка, информирующая о запрете продажи сигарет гражданам, не достигшим 18 лет.
Как рассказал РИА Новости директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России Алексей Ким, Philip Morris, например, добровольно наносит на упаковку сигарет информацию о том, что продажа сигарет несовершеннолетним запрещена.
"Мы убеждены, что только взрослый человек в состоянии принять информированное решение в пользу или против курения", - отметил Ким.