В послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев заявил, что педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы в крупные базовые центры подготовки учителей либо в факультеты классических университетов. О том, каких изменений требует подготовка учительских кадров, в интервью РИА Новости говорит директор Института педагогического образования Российской академии образования (РАО) Ирина Соколова.
- Ирина Ивановна, в этом году в некоторые педвузы не удалось набрать студентов даже на бюджетные места. Можно ли говорить о кризисе педагогического образования в России?
- В определенном смысле речь может идти о кризисе нашего образования в целом. Проблемы есть и в инженерных вузах, где в этом году набирали абитуриентов с предельно низкими баллами ЕГЭ. Эти проблемы накапливались годами и обусловлены во многом причинами социальными, прежде всего – низкими зарплатами в тех сферах, куда идут работать выпускники.
- Что изменится, если педвузы будут преобразованы в факультеты университетов?
- Возникает вопрос, удастся ли в этом случае подготовить достаточное количество учителей. Страна выбирается из демографической ямы, обозначился постепенный приток школьников в начальные классы, и по-настоящему мы ощутим его через пару лет. Но уже через пять лет в школах по всей стране спрос на учителей сильно возрастет. Сомневаюсь, что лучшие выпускники университетов пойдут вдруг работать в школы.
Функции подготовки учителей, в частности, специалистов по интегрированным специальностям, особенно в регионах, выполняли педвузы. Школа сегодня открывает двери для специалистов, не имеющих базового педагогического образования, но сложно делать ставку только на них. Воспитанием и развитием ребенка должен заниматься профессионал.
В педагогических вузах накоплен ценнейший опыт, и он оправдал себя. Среди лучших учителей подавляющее большинство - выпускники педвузов. Педагогическое образование востребовано, и трудности его - временные. Оно готово к развитию, только поиск путей должен быть научно обоснован.
- Известно, что выпускники педвузов зачастую не идут работать по специальности…
- Да. Но они востребованы в разных областях экономики. Исследования, которые, в частности, проводились в Северо-Западном федеральном округе, показывают: работодатели приветствуют приход на предприятия выпускников педвузов - они адаптивны и берутся за выполнение любых задач, высоко оцениваются их коммуникативные навыки. Это свидетельствует о качестве образования. Естественно, когда молодым людям предлагают более высокооплачиваемую и творческую работу, они вправе выбирать.
- Как же убедить абитуриентов идти «в учителя»?
- Самый эффективный способ быстрого решения подобного рода задач – создание привлекательных рабочих мест: и в части зарплаты, и в части оснащения. Представьте, что средняя зарплата учителя в России сегодня поднялась, скажем, до 60 тысяч рублей и каждый учитель получил кабинет, оборудованный по последнему слову техники. Полагаю, в таком случае в педвузы будет огромный конкурс. Есть опыт Финляндии и Сингапура, где повышение зарплат позволило привлечь в школы лучших выпускников университетов и обеспечить быстрый рост качества образования.
Но дело не только в деньгах. Нужна кампания по повышению престижа учительской профессии. Сегодня, согласно соцопросам, 50% россиян не считают профессию педагога престижной, и это, конечно, сильно влияет на выбор выпускников педвузов и абитуриентов. Родители, а вслед за ними и дети, сегодня воспринимают учителя кем-то вроде представителя сферы обслуживания. Может быть, для Европы это нормально, а для российского учителя это непривычно, многим кажется унизительным. Ведь к учителю, особенно на селе, всегда относились как к наставнику, уважали его, советовались с ним. Удастся ли в условиях рыночной экономики возродить эту национальную особенность, другой вопрос.
- Как повысить качество подготовки учителей?
- Надо делать акцент на дополнительном образовании учителя. Даже те, кто окончил педвузы несколько лет назад, могут оказаться не готовыми к работе в изменившейся школе. Поэтому большую роль приобретает сопровождение учителя в рамках непрерывного педагогического образования, особенно на начальном этапе его работы. Для этого, действительно, педвузы должны и могут стать базовыми центрами подготовки. Большую роль будут играть магистратура, возможно открытие интернатуры для подготовки учителей на базе образовательных учреждений. Не исключаю возможности проведения квалификационных экзаменов для специалистов, не имеющих педагогического образования.
Минобрнауки недавно одобрило стандарты педагогического образования нового поколения. В них заложено много новшеств: личностная ориентированность, компетентностный подход, увеличение объема практики, акцент на воспитательной работе и знании детской психологии. Учитель должен быть не просто предметником, получившим знания по специальности, он должен уметь правильно организовать школьное пространство. Ведь родители зачастую выбирают школу не потому, что она обещает дать какое-то уникальное образование, а потому, что ребенку в ней интересно и комфортно.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости