О сегодняшних и перспективных задачах организации опережающего профессионального обучения кадров в интервью корреспонденту РИА Новости Роману Чувакову рассказал заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области Олег Ребрин:
- Олег Иринархович, в последнее время на слуху термин «опережающее обучение». При этом, как правило, речь идет о профессиональной переподготовке людей, которым в условиях кризиса может грозить сокращение. А как бы Вы определили суть опережающего обучения?
- Действительно, сначала нужно определиться в терминах. Есть, на мой взгляд, более глубокая трактовка опережающего обучения. Она не мне принадлежит, это достаточная распространенная точка зрения — «опережающее» обучение с точки зрения востребованности знаний в будущем. Самый простой пример — в школе научили ребенка пуговицы пришивать. Сегодня это умение ему не нужно — сестра, мама, бабушка помогут. А повзрослеет, в другой ситуации окажется, оно ему пригодится. Вот это и есть опережение — заранее научить человека тому, что ему будет необходимо в разных ситуациях. Оно начинается фактически со школы. Это не только база классических знаний. В школе детей учат или должны учить основным практическим навыкам, которые не нужны, пока ребенок в школе, но в самостоятельной жизни понадобятся. И так постоянно, переходя со ступеньки на ступеньку, человек готовит себя к тому, что его ждет в будущем. Особенно это актуально для профессионального образования, потому что прогнозировать заранее характер производства, куда специалист придет через пять лет — достаточно большая проблема. Существует такое понятие — «форсайт» (взгляд в будущее - англ.), когда разными методологическими приемами стараются наметить, как будет развиваться та или иная отрасль экономики. Но такая же задача, в принципе, стоит и перед системой образования — угадать, кого мы должны сегодня готовить, по каким программам, чтобы это было востребовано по окончании учебного заведения.
Что касается опережающего обучения для тех, кто попал или может попасть под сокращение — это программы, которые позволяют развиваться «вширь», то есть осваивать новые компетенции на том профессиональном уровне, который специалист уже достиг. Они позволяют ему перейти работать, например, в соседнюю область, где есть спрос на его новую специальность. Раньше человек работал, скажем, на экскаваторе или бульдозере, а мы его обучили на сварщика. Может быть, базовое профессиональное образование у человека было другое, а он за 3-4 месяца овладел смежной профессией и стал чинить холодильники или кондиционеры. Или просто повысил свою квалификацию, что тоже важно. Был начинающим поваром, подмастерьем – через 4-5 месяцев учебы плюс стажировка он уже выходит специалистом, который востребован на рынке труда. При реализации программы поддержки занятости населения Свердловской области в течение этого года мы более 8 тысяч человек обучили по программам дополнительного профессионального образования - самым разным по сложности, от десятков до сотен часов учебного времени.
- Какой спектр профессий предлагают сегодня программы дополнительного профобразования?
- Надо сказать, что с программой поддержки занятости населения Свердловской области в плане опережающего обучения мы справляемся достаточно успешно. Наши учебные заведения оказались достаточно мобильны в обучении новым компетенциям, их силами подготовлено свыше 150 программ для опережающего обучения в сферах потребительского рынка, транспорта, строительства, металлообработки, машиностроения, финансов, информационных технологий, энергетики и многих других. Самыми востребованными оказались профессии повара, продавца, сварщика, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, водителя, оператора ПК, маляра, бетонщика, каменщика, арматурщика, официанта, бармена и кондитера.
При этом программы опережающего обучения гибкие и современные - модульные. Каждый модуль дает какую-то компетенцию. Сегодня вам надо быть электромонтажником по лифтам — вот вам из двух модулей программа. А если завтра вы еще хотите холодильники чинить — еще одна. А если вы электросбережением решили заняться — к этой же программе достраивается модуль, и вы получаете дополнительную компетенцию.
В этом году работа по переподготовке шла в массовом и срочном порядке, отсюда и появилось на слуху выражение «опережающее обучение». Хотя опережение как прогнозирование потребности, о чем я уже говорил, было всегда, оно изначально заложено в сути образования. И в рамках федеральной программы развития образования нам надо именно так выстраивать образовательный процесс, то есть продуманно, на перспективу, потому что «тушение пожаров» — скорей, скорей научить человека, чтобы он мог трудоустроиться, это временный процесс...
Каким же образом система образования может прогнозировать востребованность тех или иных знаний и навыков в будущем?
- Это один из элементов опережающего обучения - тот самый «форсайт», когда мы опережаем не увольнение какого-то конкретного работника, мы опережаем время. Мы изучаем процессы в экономике и видим, что вот эта профессия может быть востребована. Конечно, мы можем ошибиться. Начали подготовку, а вектор развития в какой-то отрасли поменялся. Поэтому нужна определенная настраиваемость программ обучения.
Сейчас масштабно вводятся новые образовательные стандарты, которые коснутся и начального, и профессионального среднего, и высшего образования. Это другой подход к образовательному процессу. Раньше мы отвечали за некую сумму знаний — пришел студент, мы ему должны преподать дисциплины, он должен их усвоить и на экзамене выдать то, что в голове удержалось. Новые стандарты ориентированы на так называемые компетенции. Это значит, что мы должны обеспечить способность нашего выпускника применить полученные знания, умения, навыки в «боевой обстановке», то есть на конкретном производстве. Он должен не просто обладать суммой знаний, он должен прийти в коллектив и смочь себя реализовать. Это непросто, конечно. Например, мы выпускаем чудесного специалиста - круглый отличник, «золотая голова», а приходит он на производство, и мне говорят потом: «ну вы его классно научили, но мы не можем его поставить даже сменным мастером, потому что он с людьми никак». Он сидит за компьютером, но с людьми не умеет общаться, не может ни объяснить, ни потребовать.
То есть мы сейчас говорим о разнице между обучением и образованием, о воспитательной компоненте. К обучению надо добавить воспитание личности, вот тогда будущий специалист будет компетентным и образованным. Он будет обладать лидерскими качествами, будет уметь работать в коллективе, знать, как поставить задачу и как добиться успеха.
Именно такой результат образования будут требовать от нас новые федеральные образовательные стандарты. Как этого достичь? Здесь возрастает роль работодателя, то есть мы должны работать на результат под конкретного заказчика. Тогда и может быть выработано решение задачи, в том числе и по опережающему обучению. Работодатель ближе к производству, он знает свои нужды, он говорит — вы учите неправильно, эти программы нам не нужны, они слишком академичны, дайте людям новые технологии, компьютеры, иностранный язык и так далее. Компетенций, которые потребуются, может быть много, плюс они дадут возможность более широкой практики на производстве. Тогда, если работодатель заинтересован в хороших работниках, он наших выпускников устроит на такое рабочее место, где они почувствуют себя на переднем крае технологий. Если на производстве стоят станки с программным управлением, значит нужно уже во время обучения, даже в начальном или среднем профессиональном учебном заведении, стремиться овладеть этой техникой. Вот это и есть определенное опережение. А если мы его выучим на станке выпуска 1957 года детали точить, а он придет и увидит «шестикоординатник», то не факт, что его удастся быстро переучить.
Что планируется делать в этом направлении в Свердловской области?
В рамках федеральной целевой программы развития образования планируется реализовать государственную программу модернизации профессионального образования, в том числе с учетом возможных вариантов опережающего обучения. Участие в программе будет на конкурсной основе. Мы в этом конкурсе, конечно, будем участвовать. У нас есть свои предложения, есть программа развития опережающего обучения, есть модели развития профессионального образования. Если Свердловскую область выберут в качестве одного из пилотных регионов, будем более плотно и детально работать в этом направлении.
Сегодня мы создаем на базе Минобразования области мощный информационный центр. Там будет хороший серверный центр обработки данных, реализована целая система информационных сервисов. Один из таких сервисов облегчает взаимодействие потенциальных работодателей с образовательными учреждениями. Пользуясь им, работодатели могут видеть, что предлагают сегодня образовательные учреждения и, в свою очередь, постоянно информировать о своих потребностях. В конечном итоге мы должны иметь две совместимые базы данных. В одной будет те профессии, которые требуются, в другой — то, что предлагается. А дальше уже начнется коррекция. С нашей стороны мы говорим образовательным учреждениям: вы пока по этим направлениям не готовьте, а вот это нужно, давайте эту программу разрабатывать, вот вам конкретный заказчик, стыкуйтесь с ним.
Второй момент, о котором я уже говорил — образовательный «форсайт». Ведь предприятия не всегда знают, что им понадобится в будущем. Они могут и не задумываться об этом, особенно в условиях кризиса. Здесь должны думать наши ученые, экономисты, политики. Есть программа развития региона до 2020 года, и если мы можем прогнозировать, что через пять лет нам понадобятся, допустим, нанотехнологи, то надо готовить людей. Долгосрочный прогноз тоже нужен, потому что подготовить высококлассного специалиста даже за 4 года бакалавриата и два года магистратуры достаточно сложно. Здесь надо очень хорошо балансировать программы и взаимодействовать с реальными секторами экономики.
- Вы говорили о том, что опережающее обучение в широком смысле начинается еще в младших классах школы?
- В ближайшее время, думаю, будут утверждены новые образовательные стандарты и для начальной школы. Кстати, один из вариантов разрабатывался в нашей области профессором А.В. Меренковым с коллективом. Основной мотив нового стандарта созвучен всей идеологии реформы образования. Несмотря на то, что мы ведем речь о маленьких детях, компетентностный подход проглядывается уже там. Для детей основная компетенция — уметь учиться, то есть надо «научить ребенка учиться». Может быть, не надо давать ему избыточную сумму знаний, а дать основное - желание и умение учиться с тем, чтобы он постоянно себя чувствовал вовлеченным в этот процесс, был с детства заинтересован в учебе. Как это сделать? Есть масса методик — активные методы обучения, исследовательские методы обучения, решение каких-то маленьких задач.
Каждый раз для ребенка должно быть что-то новое, потому что в его природе — все время что-то открывать для себя. Вот он машинки ломает - интересуется, как они устроены. Этот врожденный интерес нельзя погубить. Нельзя вывалить на него гору знаний, давать ему, условно говоря, высшую математику во втором классе. Может, он ее усвоит, есть очень талантливые ребята, может, он на английском заговорит сразу же, но важно не засыпать его этими знаниями, важно, чтобы он сам чувствовал постоянный интерес к учебе. Если ребенок получит в начальной школе навык постоянно впитывать знания, он будет учиться всю жизнь. Это так называемое «life-long learning» — образование в течение всей жизни. Это очень важно, потому что знания устаревают в течение трех-пяти лет. Как бы ты хорошо не учился в университете, придя на производство, ты вынужден снова учиться. Это умение должно быть у человека в крови. Мы должны сделать так, чтобы как можно больше наших выпускников были готовы к тому, что им придется учиться и переучиваться всю жизнь.
Другая задача — создать для этого возможности. Тут придут на помощь информационные технологии - дистанционное обучение, электронные образовательные ресурсы. Надо, чтобы образовательная среда, в которой человек находится, была насыщенной, чтобы у него были возможности выбирать по интересу, по необходимости. Это могут быть не только русскоязычные курсы. Сегодня Интернет предоставляет очень большие возможности получить информацию со всего мира, там прекрасные есть учебники, но беда в том, что английским языком мы владеем не на том уровне, который позволил бы не только прочитать, но и освоить все это. Вот поэтому надо возможность постоянного обучения закладывать в школе, и я думаю, что та реформа, которая началась, именно на это должна быть направлена.
- Вы сказали о новых стандартах начальной школы. Что они предполагают?
- Основной упор был сделан на большую свободу - свободу выбора содержания образования, линеек учебников, методик и форм, с которыми учитель может работать. Самое главное, что стандарт нацеливает на развитие самостоятельности, способности к саморазвитию, самовоспитанию, самоосознанию личности с начальной школы.
Хороший стандарт — хорошо, но реализовывать-то его будут люди. У нас сейчас самая основная задача — научить преподавателя. Потому, что какой стандарт ни утверждай, мы всегда формально можем сказать, что мы его выполнили, а суть останется не реализованной. Нужен учитель, который осознает, что меняется сама образовательная парадигма, что нельзя сейчас только «вещать с кафедры», прошло уже то время.
Сейчас ученики должны быть равноправны с учителем. Они должны так же активно, а главное, сознательно участвовать в образовательном процессе. Это касается и самых младших школьников, и студентов. То есть должна быть система активного диалога, формы обучения должны меняться. Требуется больше самостоятельной работы, но самостоятельная работа — это не просто сидеть над учебником, а работать с теми образовательными ресурсами, которые позволяют получить максимальное количество информации. Сейчас уже и технологии Web.2 и Web.3 уже развились, когда в процессе обучения сами обучаемые создают контент, общаются друг с другом, ищут лучшие кусочки информации, выкладывают их в Интернет, потом это становится достоянием следующего поколения, все время расширяется, дополняется, исправляется и так далее. Это тоже опережающее обучение, новые технологии. Важно еще и как учить — не только чему, а и как. Когда технологии становится активными, они воспитывают и активную личность, которая может в течение всей жизни учиться, переучиваться, опережая время.
- Какие проблемы есть в этой области?
- Проблема здесь одна, для школы она даже больше выражена — это качество обучения в широком смысле слова. Надо, чтобы те, кто работает с детьми — педагоги, школьные учителя, не «выплеснули ребенка вместе с водой», чтобы они не нацеливались только на ЕГЭ.
Креативную, творческую составляющую надо выращивать. Не случайно же один из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа» - это работа с талантливыми детьми. Вы можете выпустить сотню хороших инженеров, и они будут поддерживать производство, а если вы вырастите одного гения, то он это производство просто заменит и сделает то, что сделал Билл Гейтс.
Мы выстраиваем работу так, чтобы в самом раннем возрасте увидеть искорки талантов, чтобы с ними работать, чтобы они имели возможность развиваться. Но здесь проблема в том, чтобы эта искорка не угасла. Трудно совершить переход от школы к высшим ступеням образования, не потеряться на этом этапе. Поэтому должна быть система непрерывной поддержки талантов, чтобы его в школе заметили, в вуз он поступил, и там его не бросили, не заставили в общем котле вариться, а дали возможность работать индивидуально. Тогда нам, может быть, удастся вырастить гения.
- Используются ли новые методики опережающего обучения в высшей школе?
- Да, например, в Уральском федеральном университете есть проект высшей инженерной школы — некий аналог бизнес-школы. Но, если бизнес-школа работает, в основном, в сфере менеджмента и экономики, то высшая инженерная школа призвана готовить инженерную элиту. Это либо уже действующие руководители, достаточно молодые, которые способны к росту, либо ближайший резерв. В этом проекте должны принимать участие звезды первой величины - ведущие технологи страны, ведущие конструкторы, специалисты мирового уровня, можно приглашать преподавателей и из-за границы. Надеюсь, мы реализуем этот проект, на мой взгляд, он очень перспективен, ведь это подготовка элитного ядра для прорывных отраслей экономики.
- Есть ли примеры практического взаимодействия вузов и бизнеса в подготовке специалистов новой генерации?
- Да, например, в области нанотехнологий. Мы провели несколько выставок, показали наши разработки, которые были поддержаны. Под будущее нанопроизводство на физтехе Уральского государственного технического университета - УГТУ-УПИ начата подготовка студентов по специальности «наноэлектроника». Второй пример - энергосберегающие технологии. И в этой области уже идет подготовка специалистов, программы постоянно совершенствуются и обновляются.
При этом очень важно, что в нашей области мощная научная база. Это и Уральское отделение РАН, и наши университеты. Чтобы учить сегодня на опережение, надо самому быть на переднем крае. Например, в УГТУ-УПИ есть кафедра обработка металлов давлением. Курсы заведующего кафедрой профессора А.А.Богатова всегда востребованы, сам он желанный гость на заводах, потому что он владеет такими технологиями. Или проректор по научной и инновационной работе УГТУ-УПИ профессор А.А.Попов, который много лет очень тесно работает с корпорацией «ВСМПО-АВИСМА».
Нынешний кризис имеет свои плюсы: есть время всерьез взяться за обновление производства. Было легче, когда продавали на Запад, а когда начали продавать себе, то оказалось, что мы пока не готовы развивать те отрасли, где применяется наша медь, алюминий, продукция ряда других отраслей. Сейчас будем поднимать высокотехнологичного внутреннего производителя, а наша задача - обеспечить этот подъем высококлассными кадрами.