Рейтинг@Mail.ru
Ярмолович: партнерство предприятий и вузов – требование времени - РИА Новости, 18.11.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ярмолович: партнерство предприятий и вузов – требование времени

© Фото : предоставлено КТЗПервый заместитель генерального директора «Концерна «Тракторные заводы» Валерий Ярмолович
Первый заместитель генерального директора «Концерна «Тракторные заводы» Валерий Ярмолович
Читать ria.ru в
Дзен
О проблемах повышения эффективности персонала и необходимости сотрудничества крупных промышленных предприятий с высшими учебными заведениями в интервью РИА Новости рассказал первый заместитель генерального директора «Концерна «Тракторные заводы» Валерий Ярмолович.

О проблемах повышения эффективности персонала и необходимости сотрудничества крупных промышленных предприятий с высшими учебными заведениями в интервью РИА Новости рассказал первый заместитель генерального директора «Концерна «Тракторные заводы» Валерий Ярмолович.

- Мировой финансовый кризис актуализировал вопросы подготовки высококвалифицированных кадров, о нехватке которых сегодня говорят многие. А как обстоит дело в вашей отрасли?

- Машиностроение — это тот сектор экономики России, где наиболее остро стоит вопрос низкой производительности. Именно здесь, как нигде, конкурентоспособность и доходность бизнеса находятся в прямой зависимости от эффективности организации производства, использования передовых технологий и производительности труда. Поэтому среди других мер Концерн намерен целенаправленно проводить работу по повышению эффективности всех категорий персонала. Но вопрос здесь не в сокращении персонала, а в приведении в соответствие его количественного и качественного состава под актуальные задачи компании.

К сожалению, квалифицированных рабочих на рынке по-прежнему не хватает, а вот управленцев – переизбыток. Их невостребованность обусловлена тем, что полученная квалификация не соответствует требованиям рынка труда сегодняшнего дня. Это приводит к появлению в структурах российских компаний излишних звеньев управления, а также дублирующих друг-друга функций в различных подразделениях бизнеса. Оптимизация и усовершенствование структурно-кадровой архитектуры компании, технологическая модернизация, а также вывод непрофильных производств позволят добиться более высоких показателей эффективности и конкурентоспособности отечественных машиностроительных компаний.

Интенсивность труда возрастает, если многие сотрудники будут выполнять не одну, а несколько смежных функций, и это тоже - требование времени. Работник должен быть носителем ряда производственных и вспомогательных функций, быть готовым к управлению процессами на разных участках высокотехнологичного производства, в которое уже сейчас российские компании активно вкладываются и поэтапно внедряют.

Вопрос недостатка квалифицированных кадров в машиностроительной отрасли на сегодняшний день остается достаточно острым. С учетом программ по техническому перевооружению наших предприятий, с каждым годом требуется все большее количество высококвалифицированных рабочих, работа на многих комплексах потребует высшего технического образования с дополнительными знаниями в области передовых технологий управления производством. Ситуация усугубляется на фоне увеличения среднего возраста специалистов в машиностроительной отрасли, который среди рабочих составляет сегодня 45 лет, а по персоналу с высокой квалификацией - 53 года.

Беспристрастная статистика указывает на еще один тревожный факт, который заключается в том, что львиную долю безработных выпускников составляют специалисты гуманитарного профиля – экономисты, финансисты, юристы и т.п. Но рынок в первую очередь нуждается в специалистах инженерно-технической направленности - с более широкими знаниями и компетенциями, чем предлагает наша высшая школа.

- В чем вы видите решение этой проблемы, в изменении структуры вузовской подготовки?

- О том, что вузы должны готовить кадры, востребованные реальным сектором, речь идет не один год. Тем не менее, в целом вузовская система по-прежнему дает в большей степени академическое, а не прикладное образование. Вузы, стремящиеся подготавливать специалистов-прикладников, не могут удовлетворить все возрастающие требования крупных компаний к уровню профессионализма кадров. Впрочем, винить только вузы в этом нельзя, ведь в их распоряжении в основном устаревшее оборудование, на котором обучить новым технологиям невозможно. Современная техническая база высшей школы не соответствует той, которая создана в промышленности, бизнесе.

Поэтому одно из направлений привлечения  и подготовки для предприятий Концерна квалифицированных специалистов является взаимодействие с учебными заведениями. Мы отдаем себе отчет в том, что если мы сами не будем пропагандировать работу на наших предприятиях и помогать учебным заведениям, то не получим нужных нам специалистов. Сегодня должна быть выдвинута новая парадигма профессионального образования, основанная на социальном партнерстве: «работодатель определяет чему учить, система образования – как учить».

- Что конкретно делает ваш Концерн для развития сотрудничества с учебными заведениями?

- Концерн «Тракторные заводы» успешно реализует не только программы сотрудничества с учреждениями начального и среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, но и активно взаимодействует с вузами по решению задачи переподготовки, повышения квалификации и наращиванию требуемых компетенций специалистов и менеджеров.

Предприятия холдинга уже несколько лет активно сотрудничают с училищами, техникумами и лицеями в своих регионах. Практиканты осваивают необходимые заводу специальности, например, крановщика, токаря, фрезеровщика, слесаря, электромонтера, и по окончании училищ устраиваются работать на предприятия. Такой способ подготовки квалифицированных специалистов выгоден для всех сторон и руководителей предприятий, учащихся и директоров училищ. Первые получают правильно подготовленные кадры, вторые ― навыки и гарантированное трудоустройство, третьи же обеспечивают связь профтехобразования с производством.

Недавно мы подписали стратегические соглашения о сотрудничестве с целым рядом крупнейших российских вузов – Московским государственным агроинженерным университетом  им.В.П.Горячкина, Московским государственным техническим университетом «МАМИ», Южно-уральским государственным университетом.

Долгосрочное стратегическое партнерство подразумевает различные модели взаимодействия. Это и целевая подготовка, и переподготовка специалистов по востребованным профессиям, и реализация технических и производственных задач с привлечением ведущих преподавателей и студентов, и совместная разработка стандартов в области профессионального образования и обучения, удовлетворяющих и текущим запросам экономики, и перспективным направлениям развития. В рамках сотрудничества совместно с учебными заведениями планируется реализация отдельных проектов, в том числе открытие новых образовательных центров Концерна для подготовки специалистов различных направлений.

Стратегическое партнерство промышленников и вузов – требование времени. Благодаря ему образовательные программы, разрабатываемые совместно с бизнесом, становятся ориентированными на современный рынок. Кроме того, начиная с этого года, мы активно используем контрактную подготовку специалистов. Эта форма предполагает заключение договора между студентом, предприятием и вузом. Каждая из сторон берет на себя определенные обязательства. Вуз обеспечивает необходимую предприятию подготовку специалиста. Предприятие гарантирует его трудоустройство и принимает участие в учебном процессе.

- Что дает такая форма подготовки тем же студентам?

- Будущий специалист должен получить образование соответствующего профиля и качества, а после окончания вуза пойти на работу на данное предприятие. Контракт снимает неопределенность с трудоустройством студента и позволяет ему сосредоточиться на образовании.

Студенты смогут слушать лекции специалистов компаний, проходить практику, защищать дипломные проекты на базе предприятий. Главным преимуществом такого сотрудничества является возможность проходить практику непосредственно на предприятии, оснащенном современным оборудованием, которого в вузах нет. В свою очередь, мы получим возможность наблюдать за практикантами, отбирать для себя наиболее подходящие кандидатуры.

Однако возможности образовательных учреждений адаптироваться к запросам компаний не безграничны, и бизнес все чаще убеждается, что не может удовлетворить свои потребности на рынке частных образовательных программ. В этих условиях крупные корпорации создают собственные образовательные структуры, в которых готовят специалистов всех уровней от слесарей до менеджеров инновационных проектов. Поэтому чтобы разрешить возникающие кадровые проблемы руководством Концерна также принято решение о создании Корпоративного университета Концерна «Тракторные заводы», который призван консолидировать все материальные, интеллектуальные, образовательные ресурсы для обеспечения кадровых потребностей всех предприятий Холдинга. 

В рамках корпоративного университета как единого консультационного центра корпоративной системы обучения планируется интеграция образовательных, научно-исследовательских и методических процессов и взаимодействие с ведущими профильными учебными заведениями.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала