РИА Новости
Новости в России и мире, самая оперативная информация: темы дня, обзоры, анализ. Фото и видео с места событий, инфографика, радиоэфир, подкасты
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Умер главный солдат советского кино

Ушел из жизни Николай Олялин, актер, который родился в России, жил на Украине, а принадлежал по праву всем республикам бывшего Советского Союза. Умер не просто актер, а человек, который для миллионов зрителей воплотил образ советского солдата.

Обозреватель РИА Новости Сергей Варшавчик.

Ушел из жизни Николай Олялин, актер, который родился в России, жил на Украине, а принадлежал по праву всем республикам бывшего Советского Союза. Умер не просто актер, а человек, который для миллионов зрителей воплотил образ советского солдата.

Поразительная вещь - в знаменитой киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение» (1968-1971) действовала чуть ли не сотня персонажей, в том числе и исторических, играло множество прекрасных артистов - от Михаила Ульянова до Василия Шукшина, а все-таки всех заслонил герой Олялина, артиллерист майор Цветаев, главный герой этой мощной многосерийной картины, который прошел с боями от Курской Дуги до Берлина, где и погиб, спасая из затопленного по приказу Гитлера берлинского метро женщин и детей.

Во многом его Цветаев стал в советском кино тем же, чем стало знаменитое фото «Комбат» Макса Альперта - символом Великой Отечественной. И даже если бы Олялин сыграл только одну эту роль (а он снялся почти в 60 фильмах) он навсегда запомнился зрителям.

К счастью, в творческом багаже Николая Владимировича были и другие замечательные роли. В фильме Алова и Наумова «Бег» (1970) он сыграл вестового Крапилина, который осмелился заступиться за женщину перед грозным генералом Хлудовым, известным «вешателем», чей образ Булгаков списал с генерала Слащова. Диалог Олялина-Крапилина и Дворжецкого-Хлудова, на мой взгляд, один из сильнейших в советском, да и постсоветском кино. Помните?

«КРАПИЛИН. Да что фамилия? Фамилия у меня неизвестная - Крапилин-вестовой! А ты пропадешь, шакал, пропадешь, оголтелый зверь, в канаве! Посиди здесь на своей табуретке! Сбежишь, сбежишь в свой Константинополь! Храбер ты только женщин вешать да слесарей!

ХЛУДОВ. Ты ошибаешься, солдат, я на Чонгарскую Гать ходил с музыкой и там два раза был ранен.

КРАПИЛИН. Да все губернии плюют на твою музыку! (медленно опускается на колени) Я все сказал, ваше высокопревосходительство, прощайте.

ХЛУДОВ. Нет, плохой солдат! Хорошо начал, а кончил скверно. Повесить его! Я не могу на него смотреть!».

Олялину шли роли военных - статная фигура, волевое худое лицо. Несмотря на то, что он не служил в армии, экран настолько сильно передавал его энергетику, что даже ветераны, подходя к нему после того же «Освобождения», говорили, что у них стойкое ощущение, что он воевал с ними на Курской Дуге. Это он-то, родившийся в грозном 1941-м!

Нельзя пройти и мимо его работы в фильме «Обратной дороги нет» (1970) , где Олялин играет майора Топоркова, который идет со специальным партизанским обозом, груженным обыкновенными камнями, созданным чтобы отвести внимание немецких поисковых групп от основного обоза с оружием. Но самое главное в этой психологически напряженной картине - определить предателя и Олялин, на мой взгляд, как никто другой, передает остроту ситуации. Интонацией, жестом, взглядом.

Надежный русский мужик, который не подведет и не предаст - этот образ проходит красной нитью через все творчество Олялина. Тем интереснее исключения. В дилогии Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция» (1975) и «Золотая речка» (1976) он сыграл сибирского мужика Силантия, который из-за золота убивает людей. Но, не будучи по складу характера законченным убийцей, герой Олялина испытывает сильнейшие нравственные мучения, разрываясь между страхом за содеянное, алчностью и христианской заповедью «Не убий». Душа этого человека черна, но Олялин дает понять, что где-то в ее уголке пытается пробиться светлый лучик добра и разума, который, к сожалению, оказывается слишком слабым.

Развал СССР больно ударил по актеру, который, начав в 70-х работать на студии им. Довженко, остался жить на Украине, где задули совсем другие ветры. Актеры, в том числе и известные, оказались в какой-то момент никому не нужны, советское кино стагнировало, а другое, новое, предлагало совсем иные роли, которые играть не хотелось. Да и денег не сулило.

Можно было перебраться в Россию, но в новых условиях пришлось бы начинать все заново. К тому же регулярно подводило сердце. Сказывались, видимо, и последствия Чернобыльской аварии, в результате чего актер начал получать пенсию еще до 60 лет. Сам же он признался в одном из интервью, что, «у меня очень слабая сердечная мышца. Поэтому я лекарствами каждые три месяца сердечко подкармливаю».

Но удары судьбы он держал мужественно, как и подобает настоящему мужику. Как режиссер снял в начале 90-х три художественных фильма, потом о нем вспомнили в России, стали приглашать в кино. Он сыграл у Тимура Бекмамбетова в «Ночном дозоре» и «Дневном дозоре», в телесериале «Есенин», у Петра Буслова во втором «Бумере» - картинах, которое увидело большое число зрителей. Казалось, его творческая судьба начала потихоньку налаживаться. Но, увы.

В том же интервью Олялин, только что вернувшийся из реанимации, сказал: «жить собираюсь. И если кто-то, прочитав обо мне, скажет, что Олялин уже кончился как актер, не верьте. Хоть на небольшую работу, но я еще готов. Готов, понимаешь?!».

Он всегда был профессионалом и сильным человеком.

Рекомендуем
Монета номиналом в два рубля 2016 года, выставленная на продажу на портале бесплатных объявлений Авито
Житель Петербурга рассказал, где взял монету за миллиард рублей
Порошенко забросали яйцами на Майдане
Порошенко закидали яйцами на митинге в Киеве
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала