Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Умер главный солдат советского кино

Ушел из жизни Николай Олялин, актер, который родился в России, жил на Украине, а принадлежал по праву всем республикам бывшего Советского Союза. Умер не просто актер, а человек, который для миллионов зрителей воплотил образ советского солдата.

Обозреватель РИА Новости Сергей Варшавчик.

Ушел из жизни Николай Олялин, актер, который родился в России, жил на Украине, а принадлежал по праву всем республикам бывшего Советского Союза. Умер не просто актер, а человек, который для миллионов зрителей воплотил образ советского солдата.

Поразительная вещь - в знаменитой киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение» (1968-1971) действовала чуть ли не сотня персонажей, в том числе и исторических, играло множество прекрасных артистов - от Михаила Ульянова до Василия Шукшина, а все-таки всех заслонил герой Олялина, артиллерист майор Цветаев, главный герой этой мощной многосерийной картины, который прошел с боями от Курской Дуги до Берлина, где и погиб, спасая из затопленного по приказу Гитлера берлинского метро женщин и детей.

Во многом его Цветаев стал в советском кино тем же, чем стало знаменитое фото «Комбат» Макса Альперта - символом Великой Отечественной. И даже если бы Олялин сыграл только одну эту роль (а он снялся почти в 60 фильмах) он навсегда запомнился зрителям.

К счастью, в творческом багаже Николая Владимировича были и другие замечательные роли. В фильме Алова и Наумова «Бег» (1970) он сыграл вестового Крапилина, который осмелился заступиться за женщину перед грозным генералом Хлудовым, известным «вешателем», чей образ Булгаков списал с генерала Слащова. Диалог Олялина-Крапилина и Дворжецкого-Хлудова, на мой взгляд, один из сильнейших в советском, да и постсоветском кино. Помните?

«КРАПИЛИН. Да что фамилия? Фамилия у меня неизвестная - Крапилин-вестовой! А ты пропадешь, шакал, пропадешь, оголтелый зверь, в канаве! Посиди здесь на своей табуретке! Сбежишь, сбежишь в свой Константинополь! Храбер ты только женщин вешать да слесарей!

ХЛУДОВ. Ты ошибаешься, солдат, я на Чонгарскую Гать ходил с музыкой и там два раза был ранен.

КРАПИЛИН. Да все губернии плюют на твою музыку! (медленно опускается на колени) Я все сказал, ваше высокопревосходительство, прощайте.

ХЛУДОВ. Нет, плохой солдат! Хорошо начал, а кончил скверно. Повесить его! Я не могу на него смотреть!».

Олялину шли роли военных - статная фигура, волевое худое лицо. Несмотря на то, что он не служил в армии, экран настолько сильно передавал его энергетику, что даже ветераны, подходя к нему после того же «Освобождения», говорили, что у них стойкое ощущение, что он воевал с ними на Курской Дуге. Это он-то, родившийся в грозном 1941-м!

Нельзя пройти и мимо его работы в фильме «Обратной дороги нет» (1970) , где Олялин играет майора Топоркова, который идет со специальным партизанским обозом, груженным обыкновенными камнями, созданным чтобы отвести внимание немецких поисковых групп от основного обоза с оружием. Но самое главное в этой психологически напряженной картине - определить предателя и Олялин, на мой взгляд, как никто другой, передает остроту ситуации. Интонацией, жестом, взглядом.

Надежный русский мужик, который не подведет и не предаст - этот образ проходит красной нитью через все творчество Олялина. Тем интереснее исключения. В дилогии Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция» (1975) и «Золотая речка» (1976) он сыграл сибирского мужика Силантия, который из-за золота убивает людей. Но, не будучи по складу характера законченным убийцей, герой Олялина испытывает сильнейшие нравственные мучения, разрываясь между страхом за содеянное, алчностью и христианской заповедью «Не убий». Душа этого человека черна, но Олялин дает понять, что где-то в ее уголке пытается пробиться светлый лучик добра и разума, который, к сожалению, оказывается слишком слабым.

Развал СССР больно ударил по актеру, который, начав в 70-х работать на студии им. Довженко, остался жить на Украине, где задули совсем другие ветры. Актеры, в том числе и известные, оказались в какой-то момент никому не нужны, советское кино стагнировало, а другое, новое, предлагало совсем иные роли, которые играть не хотелось. Да и денег не сулило.

Можно было перебраться в Россию, но в новых условиях пришлось бы начинать все заново. К тому же регулярно подводило сердце. Сказывались, видимо, и последствия Чернобыльской аварии, в результате чего актер начал получать пенсию еще до 60 лет. Сам же он признался в одном из интервью, что, «у меня очень слабая сердечная мышца. Поэтому я лекарствами каждые три месяца сердечко подкармливаю».

Но удары судьбы он держал мужественно, как и подобает настоящему мужику. Как режиссер снял в начале 90-х три художественных фильма, потом о нем вспомнили в России, стали приглашать в кино. Он сыграл у Тимура Бекмамбетова в «Ночном дозоре» и «Дневном дозоре», в телесериале «Есенин», у Петра Буслова во втором «Бумере» - картинах, которое увидело большое число зрителей. Казалось, его творческая судьба начала потихоньку налаживаться. Но, увы.

В том же интервью Олялин, только что вернувшийся из реанимации, сказал: «жить собираюсь. И если кто-то, прочитав обо мне, скажет, что Олялин уже кончился как актер, не верьте. Хоть на небольшую работу, но я еще готов. Готов, понимаешь?!».

Он всегда был профессионалом и сильным человеком.

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала