В 2010 году единый госэкзамен (ЕГЭ) по математике будет состоять из базовой части и профильной. О том, как он будет проходить, в интервью РИА Новости рассказал ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, руководитель предметной комиссии ЕГЭ по математике, заведующий кафедрой математики Московского института открытого образования Иван Ященко.
- Иван Валерьевич, в контрольно-измерительных материалах по математике в следующем году отсутствует тестовая часть. Скажите, почему стал возможным пересмотр заданий?
- Экзамен тоже «экзаменовался». Важно было понять, справится ли компьютер с обработкой миллионов экзаменационных ответов. Тестовые варианты задач было легко тиражировать и проверять. Сегодня Министерством образования и науки признано: технологические возможности позволяют обойтись без заданий, предполагающих выбор ответа. С этого учебного года принято решение отказаться от этой части на экзамене по литературе, со следующего года - по математике.
- Какие выявились проблемы, связанные с частью «А», имеющей характер теста?
- Во-первых, в школах массово начали преподавать то, что контролируется на экзаменах, а не то, что предусмотрено программой. Геометрию, к примеру, в некоторых школах изучали лишь номинально - ставили отметки в классном журнале, подменяя предмет дисциплиной алгебра и начала анализа. Это подтвердили анонимные опросы старшеклассников. Тестовая система сказалась и на стилистике преподавания. Размышление и поиск логических выводов были заменены угадыванием правильного ответа без решения задачи, а учитель подсказывал, как угадать без ошибки. Простейший пример: дано уравнение и четыре варианта ответа. «Решается» уравнение простой подстановкой ответов в формулу. Такое «обучение» лишает молодых людей способности мыслить и связно рассуждать. Но претензия в данном случае не к учителям - такова система российского образования, что деятельность школы оценивают по результатам экзаменов. Учителя, в свою очередь, просто стараются помочь детям пройти экзаменационное испытание и поступить в вуз.
- Тестовую часть решено убрать. Как будут выглядеть задания?
- В них будет две части - базовая и профильная. Первая - для всех без исключения, вторая - для сдающих математику в качестве вступительного экзамена. При составлении базовой части мы пытались выдержать соответствие традициям нашего образования, предлагать задачи на размышление, понятные любому неспециалисту. Существенная часть примеров предполагает не проверку того, как усвоена вся программа (она огромна), а то, как человек научился выполнять алгоритмизированные действия, делать выводы. Базовый уровень экзамена можно сравнить со «сдачей на права» в ГАИ, где спрашивают не все, чему учат в автошколе, а в минимальном объеме, необходимом для безопасного участия в дорожном движении. Задачи профильного раздела гораздо сложнее и ориентированы на программу профильного уровня и требования вузов. Решение их есть вступительное соревнование между выпускниками.
- Как приблизительно выглядят задания из разряда «для всех»?
- Это задачи на общематематическую компетентность с примерами из реальной жизни. Вот, допустим, такой: «Билет в автобусе стоит 15 рублей. Сколько билетов можно купить на сто рублей, если стоимость билета увеличится на 20%?» Кстати, со всеми вариантами - их 15 тысяч - можно ознакомиться на портале mathege.ru. Впервые за годы существования ЕГЭ тексты заданий одобрены Российской академией наук.
- Скажите, как соотносится вариант ЕГЭ-2010 по сложности базовой части с вариантами выпускных экзаменов 80–90-х годов?
- В 90-е годы вариантов было несколько: для специализированных классов и общеобразовательных, сложность последних была различной по регионам. Объективная же информация, как учащиеся решали экзаменационные варианты в советские годы, отсутствует: практически прямой запрет на то, чтобы ставить двойки, принуждал к необъективности. Экспертные оценки разнятся, но в целом все признают, что уровень был объективно выше, чем сейчас.
- Как экзамен будет организован?
- В один день, все задания - в одном экзаменационном бланке. Наше предложение: разделить экзамен на два этапа. Сначала его сдают все, потом те, для кого предмет профильный. - В чем плюсы подобного разделения? - Так детям психологически проще. И это не только экономия экзаменационных бланков, ведь около 80% бумаги пойдет в корзину, но и рационализация проверки заданий. Примеры профильного уровня настолько сложны, что далеко не каждый школьный учитель сможет решить их. Да и не обязан. Профильную часть экзамена, которая является одновременно и вступительным испытанием, должны проверять грамотные специалисты. Можно создать три-четыре комиссии по России, которые подвергнут проверке не несколько миллионов бланков, а несколько десятков тысяч. - Когда будет принято решение о разделении? - Пока наше предложение рассматривается. Если оно будет принято, организация экзамена потребует структурной перестройки - открытия дополнительных пунктов для размещения экзаменующихся и организации качественной проверки заданий. В этом экзаменационном году дети получат только новое содержание, но не организацию.
Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости