В послании Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев заявил, что педвузы будут постепенно преобразованы в крупные базовые центры подготовки учителей либо в факультеты классических университетов. О системе подготовки российских учителей и связанных с ней проблемах в интервью РИА Новости рассказал ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Ефим Пивовар.
- Ефим Иосифович, согласны ли вы с тем, что систему подготовки учителей в России необходимо менять?
- Действительно, в этой системе есть тревожащие моменты. Достаточно вспомнить, что в этом году в педагогических вузах некоторых регионов на отдельные специальности на бюджетные места был недобор. Причиной тому, конечно же, может быть демографический спад, из-за которого в целом уменьшилось количество абитуриентов, а также то, что благодаря единому госэкзамену (ЕГЭ) значительно облегчился процесс подачи документов в разные вузы. Абитуриенты могли остановиться сразу на нескольких и выбрать лучший, однако так или иначе, проблема недобора студентов в педвузы говорит сама за себя.
Еще в прошлогоднем послании Федеральному собранию президент обнародовал концепцию «Наша новая школа», и мысли, высказанные в нынешнем послании, являются ее логическим продолжением. Новая российская школа действительно требует повышения качества преподавания, и шаги в этом направлении можно только приветствовать. Ведь, выражаясь словами Бисмарка, «хорошая школа – это половина государства».
- Кажется ли вам целесообразной идея подготовки учителей в классических университетах?
- Полагаю, университеты с задачей подготовки школьных учителей справятся. Тем более что ведущие педагогические университеты сами являются классическими университетами. К тому же, я знаю блестящих школьных преподавателей, директоров, которые заканчивали не педвузы. К примеру, основатель одной из лучших школ Москвы - гимназии №45 Леонид Исидорович Мильграм, как и я, окончил исторический факультет Московского государственного университета.
Сегодня в школе появляются новые предметы, взять хотя бы основы мировых религий - дисциплину, которая экспериментально вводится в текущем учебном году. На этих новых направлениях, традиции преподавания которых у нас еще не сложились, университеты вполне могли бы начать работать уже сейчас. У нас есть сильный центр религиоведения, наши профессора участвовали в написании первого учебника «Основы истории мировых религий», и, конечно, университет мог бы участвовать в подготовке или переподготовке учителей по этому предмету. Также мы могли бы заниматься переподготовкой учителей истории или литературы и русского языка.
Вопрос здесь в другом: пойдут ли молодые талантливые педагоги, которых подготовит университет, в школы?
- Есть опасность, что не пойдут?
- Да. У нас есть несколько специальностей, выпускники которых могут преподавать – это заложено в стандарте и касается, в частности, историков, филологов. Они могут пойти работать как в школы, так и в вузы. Но, надо сказать откровенно, выпускники университета, как правило, работать в школы не идут.
- Что еще необходимо учесть при реформировании системы подготовки учителей?
- Прежде всего, надо изучить региональный опыт - он разный. В ряде мест педагогические институты давно вошли в состав университетов. Так, в Саратове педагогический институт много лет назад просто был включен в состав государственного университета с сохранением своих факультетов и кафедр. В Челябинске другая картина – там продолжают работать два университета (Челябинский государственный университет и Южно-Уральский государственный университет) и педагогический университет. В Москве педагогических университетов несколько, среди них Московский городской педагогический государственный университет, Московский педагогический государственный университет, Московский городской педагогический университет, Московский городской психолого-педагогический университет. Это вузы разного подчинения, учебные заведения с большими коллективами, достижениями и традициями.
Ситуацию в каждом регионе следует рассматривать отдельно и все решения принимать взвешенно и аккуратно, не забывая о том, что методики преподавания школьных предметов, а также возрастную психологию и педагогику – дисциплины, освоение которых призвано облегчить учителю работу с учениками, - сегодня основательно изучают именно в педагогических вузах. В классических университетах этого пока нет.
И вдобавок, нельзя не учитывать социально-психологических факторов. Вот в сельских районах, к примеру, у нас достаточно много малокомплектных школ. И именно педагогические институты в значительной степени обеспечивали до сих пор сельские районы учителями. Ребята отучивались и возвращались в родной район. Если же этот процесс нарушится, а школы станут повсеместно закрывать - под угрозой окажется жизнь села. А без школы наше село может попросту исчезнуть.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости