Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Школьные столовые должны работать по безналичной системе – Иванов

Министерство образования и науки РФ продлило до 2011 года экспериментальный проект по совершенствованию организации школьного питания. Как шла реализация проекта, начиная с 2008 года, и как он повлиял на работу столовых в общеобразовательных учреждениях, рассказывает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, консультант проекта Александр Иванов.

Министерство образования и науки РФ продлило до 2011 года экспериментальный проект по совершенствованию организации школьного питания. Как шла реализация проекта, начиная с 2008 года, и как он повлиял на работу столовых в общеобразовательных учреждениях, рассказывает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, консультант проекта Александр Иванов.

- Александр Алексеевич, расскажите, в чем суть проекта?

- Проект осуществляется в рамках национального проекта «Образование» и является логическим продолжением всех инициатив государства последних лет, направленных на развитие образования. Сейчас много говорится о том, что дети должны активно заниматься физкультурой. А о какой физической культуре может идти речь, если, набегавшись и напрыгавшись, дети не смогут должным образом восстановить потраченную энергию? К тому же, в соответствии с новым образовательным стандартом для начальной школы, по сути, вводится школа полного дня, что также предполагает грамотную организацию детского питания в образовательных учреждениях. Проект позволяет разработать и «обкатать» разные схемы организации школьного питания, выявить их слабые и сильные стороны и на основе полученного опыта реформировать работу школьных столовых и связанных с ними предприятий. В 2008 году, когда проект запускался, было отобрано 14 регионов, в 2009 к ним добавилось еще семь, и в заявках, которые они подавали на конкурс, было сформировано их понимание того, как целесообразнее решать проблемы с детским питанием в школах, и теперь на местах они работают в соответствии с достигнутым.

- И как проект реализуется в разных регионах?

- Кто-то пытается внедрять инновации, кто-то идет более простым путем. Например, в Оренбурге организовали доставку горячего питания: из большой базовой столовой обеды развозят по школам в специальных термоконтейнерах. Готовая пища должна попасть на стол к детям в течение двух часов с момента ее приготовления. Это время не позволяет перевозить горячую еду на большие расстояния и предъявляет особые требования к логистике. В рамках Оренбургского эксперимента вдобавок выяснилось: вариант с доставкой горячего питания эффективен для школ, где учится менее 800 человек, если больше, технология дает сбой, так как разные классы едят в разное время и соблюдать двухчасовой интервал проблематично. Сейчас мы совместно с Роспотребнадзором проводим специальные исследовательские работы, которые, при контроле качества продукции, должны позволить увеличить время доставки до 4-х часов, как это принято в Европе.
В Казани пошли по другому пути. Там прижилась технология «приготовь, охлади, разогрей». То есть после приготовления продукты охлаждают и в виде полуфабрикатов развозят по школам, где сотрудникам столовых остается их только разогреть и подать к столу.
Таким образом, в каждом регионе свои методы работы, особенности приготовления продуктов и их доставки. На мой взгляд, это естественно, Россия страна большая, и одна схема для всех попросту не работает. Тот же развоз горячего питания, оправдавший себя в городе, для отдаленных сельских школ не подойдет.

- Что изменилось в школьных столовых в связи с проектом?

- Проект положительно повлиял на всю «индустрию» школьного питания. Даже если в каких-то регионах ограничились косметическим ремонтом столовых и приобретением новых плит, это уже хорошо, значит, власти обращают теперь больше внимания на то, как питаются дети в школах. Где-то подошли к вопросу более основательно: не только установили новое оборудование и сделали капитальный ремонт, но и в целом изменили систему поставки сырья вместе со схемой организации питания школьников. Причем, зачастую случалось так, что капитальный ремонт с заменой электропроводки, труб был спровоцирован установкой какого-то современного оборудования для школьной столовой. А вот случай анекдотический: в одной из школ понадобилось установить новый слив для воды, и тут выяснилось – старый уходит из столовой практически просто в землю. Конечно, пришлось производить масштабные работы по прокладке водопроводных труб.

- Выявил ли проект какие-то проблемы в сфере школьного питания?

- Эксперимент заставил поднять вопросы кадров, инфраструктуры, технического оснащения и, к сожалению, хищения продуктов.

овременные системы управленческого учета, которые стали постепенно внедряться наряду с технологиями приготовления и доставки питания в школы, помогают свести воровство к минимуму. Ведь гораздо легче украсть, отрезав себе кусок мяса от привезенной в столовую целой туши, чем мудрить с полуфабрикатами или уже готовыми мясными блюдами. Если заглядывать в будущее, на мой взгляд, имеет смысл ввести в оборот специальную карту безналичного расчета, которая будет действовать в пределах одной школьной столовой. Дети не смогут бегать в соседние ларьки и покупать там неизвестно что, а родители будут иметь возможность контролировать, чем питаются дети. Кстати, родителей также надо просвещать по вопросам питания, иначе все усилия школьных столовых по формированию сбалансированного меню могут уйти в никуда, если дома родители будут питаться неправильно и приобщать к этому своих детей.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала