Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Литва, Польша и Украина намерены создать совместное воинское формирование – литовско-польско-украинскую бригаду, которая получит название ЛитПолУкрбриг. Участие в совместном соединении, по мнению специалистов, должно помочь Украине приблизить свои вооруженные силы к стандартам НАТО. Соответствующая договоренность была достигнута на переговорах в Брюсселе, в которых принимали участие временно исполняющий обязанности министра обороны Украины Валерий Иващенко, министр охраны края Литовской Республики Раса Юкнявичене и госсекретарь Минобороны Польши Станислав Комаровский.
Совместные воинские формирования являются довольно распространенной практикой военного сотрудничества. Говоря о НАТО, можно назвать, например, совместную франко-германскую бригаду, созданную в 1987 году. Формирование этой бригады в свое время стало знаковым шагом, означавшим новый этап сотрудничества в истории взаимоотношений двух стран, некогда бывших врагами, а затем партнерами в послевоенной Европе – Франции и ФРГ.
В 1992 году был создан европейский корпус – соединение быстрого реагирования, в состав которого входят военнослужащие из Франции, Германии, Испании, Бельгии и Люксембурга. В настоящее время это формирование считается одной из основ для возможного создания в перспективе объединенных вооруженных сил ЕС.
В 1999 году был создан датско-германо-польский корпус, ныне известный как Многонациональный корпус Северо-восток Multinational Corps Northeast (MNC NE). В состав этого корпуса первоначально вошли польские, датские и германские формирования, а затем участие в проекте приняли военные стран Балтии, Румынии, Чехии, Словакии, Словении и США. Основу, впрочем, по-прежнему составляют подразделения трех стран-основателей, а штаб корпуса расположен в Штеттине.
За десять лет существования корпуса его военнослужащие принимали участие в различных учениях и операциях, включая операцию НАТО в Афганистане.
Таким образом, прибалтийские военные уже имеют опыт тесного сотрудничества с польскими в рамках упомянутого соединения. У украинских военных тоже имеется опыт взаимодействия в рамках структур НАТО, в частности, в рамках программы «партнерство ради мира». Кроме того, существует созданный в конце 90-х годов Польско-Украинский миротворческий батальон (ПолУкрбат), в который входят отдельные подразделения польской 14-й танковой бригады и украинского 310-го механизированного полка.
Создание постоянно действующего совместного соединения класса бригады должно повысить уровень сотрудничества, дав украинским военным возможность «вжиться» в командно-штабную, тактическую и логистическую культуру НАТО.
Однако возникает вопрос о целях совместного соединения и его стратегических задачах. Говорить о том, что ЛитПолУкрбриг поможет Украине вступить в НАТО, представляется бессмысленным – решение о приеме нового члена Альянса принимается единогласно всеми членами НАТО, и позиция Германии, Италии и ряда других стран-членов блока заставляет сомневаться в том, что Украина вскоре присоединится к Североатлантическому пакту. Одновременно следует упомянуть, что немаловажным требованием к странам-кандидатам в НАТО является модернизация их вооруженных сил по стандартам блока, а с этой точки зрения Украина, переживающая глубокий экономический и политический кризис, пока не может ничем похвастаться. Участие украинских военных в новой бригаде эту ситуацию не изменит.
Так же вряд ли целью создания бригады является активизация Польши, Литвы и Украины в миротворческой деятельности – учитывая ситуацию в данных странах, резко повысить свой уровень участия в международных операциях они сейчас не могут.
Тем не менее, политическая цель у ЛитПолУкрбриг есть. Она заключается в создании альтернативного западноевропейским проектам центра военной консолидации, в который можно было бы ввести не входящие сейчас в НАТО страны бывшего СССР (прежде всего Украину). Учитывая влияние США в Польше и Прибалтике, не остается сомнений, кто будет контролировать данный процесс.
Подобное объединение позволит США сохранить и укрепить свое влияние в Восточной Европе, даже в случае реализации странами Западной Европы проекта совместных вооруженных сил ЕС, который заведомо ослабит роль США в НАТО. Кроме того, создание подобного формирования укладывается в стратегию создания «санитарного кордона» из ряда стран Восточной Европы и бывших республик СССР, который затрудняет сближение и сотрудничество России и Западной Европы. Правда, исходной точкой всей стратегии в целом было противостояние коммунистическим идеям, а назначение нынешнего представляется крайне туманным.
Особенно интересно в данном контексте сообщение о том, что договоренности Польши Литвы и Украины открыты для присоединения других государств.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции