Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Саммит ЕС-России 18 ноября должен пройти на позитивном фоне. Евросоюз и Россия, долгое время имевшие противоречия в сфере энергетики, нашли, наконец, точку соприкосновения. Ею стал Меморандум о механизме раннего предупреждения, подписанный обеими сторонами в Москве 16 ноября. Документ призван, в первую очередь, обеспечить бесперебойность поставок российского газа в страны ЕС.
Еще полгода назад в мае во время саммита Россия-ЕС в Хабаровске казалось, что энергодиалог между Европейским союзом и Россией зашел в тупик. После январского украино-российского газового конфликта, в результате которого без поставок российского газа остались многие страны Восточной и Центральной Европы, в России считали, что Евросоюз фактически встал на сторону Украины. Руководство же Еврокомиссии называло Россию ненадежным поставщиком газа, а Украину – ненадежным транзитером топлива.
К майскому саммиту в Хабаровске и ЕС, и Россия подготовили каждый свои собственные предложения в сфере энергетики.
Россия предложила «Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики», ставивший целью закрепить положение о предсказуемости сбыта энергоносителей.
Еврокомиссия, со свой стороны, представила российскому руководству документ, в котором впервые прозвучала формулировка о механизме раннего предупреждения при возникновении рисков транзита. Его главная идея состояла в том, чтобы поставки газа в Европу не прекращались, несмотря ни на какие разногласия между газодобывающими странами и транзитерами.
В Хабаровске согласовать эти взаимные предложения не удалось. Возможно, потому, что еще сильно было эхо январской украино-российской газовой войны. Но, завершая майский саммит Россия-ЕС, российский президент Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость выработки новых соглашений в сфере энергобезопасности.
Несмотря на имевшиеся противоречия, энергодиалог между ЕС и Россией не мог прерваться хотя бы потому, что страны Европы по-прежнему закупают у «Газпрома» около одной четверти всего потребляемого ими природного газа. Кроме того, европейские финансовые институты, наряду с МВФ, из-за кризиса на Украине стали фактически помогать ей оплачивать ее счета за российский газ, чтобы обеспечить его транзит в Европу.
В этих условиях, поостыв от прошлогоднего газового конфликта и не желая его повторения, российская и европейская стороны совместно подготовили Меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках энергодиалога Россия-ЕС.
Им удалось подписать его буквально накануне очередного саммита ЕС-Россия, который состоится 18 ноября в Стокгольме. 16 ноября в Москве меморандум скрепили своими подписями российский министр энергетики Сергей Шматко и еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс. Они же являются координаторами энергодиалога Россия-ЕС.
Механизм раннего предупреждения представляет собой комплекс мер, касающихся опережающей оценки возможных проблем и рисков, связанных с поставками и спросом на энергетические материалы и продукты, и меры по предупреждению и оперативному реагированию в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Документ касается предупреждения ситуаций с прерыванием поставок не только газа, но и нефти, угля, электричества.
Как пояснил Пиебалгс, новый документ определяет систему оповещения, порядок работы экспертов, меры, которые могут быть приняты для предупреждения возможного сбоя в энергопоставках, и то, каким образом эти меры будут выполняться.
По мнению российского министра энергетики Шматко, Россия и ЕС подписали очень важный документ. «Он дает некую формализованную технологию общения Российской Федерации и Евросоюза по уведомлению друг друга о возможных рисках, своих опасениях и запускает механизм скоординированных действий», - подчеркнул Шматко.
«Это наш двусторонний документ, но о котором хорошо знают транзитеры. Он не направлен против них, но покажет нашу консолидированную позицию по недопущению прерывания поставок энергоносителей», - добавил Шматко.
В то же время российский министр энергетики пояснил, что документ не содержит никаких санкций против третьих сторон, а предполагает согласованные совместные действия по предупреждению прекращения поставок. По мнению еврокомиссара по энергетике, единственной существенной проблемой сейчас является своевременная оплата счетов Украиной за потребляемый ею российский газ, и она вполне решаема.
Характерно, что уже на следующий день – 17 ноября – на совместный меморандум ЕС и России отреагировала Украина. Министр иностранных дел Украины Петр Порошенко заявил, что Украина планирует вслед за Россией подписать с ЕС соглашение о раннем предупреждении кризисных ситуаций в энергетике.
Несмотря на ссылки на множество технических мер, меморандум о раннем предупреждении, подписанный Россией и ЕС, носит, скорее, дипломатический характер и свидетельствует о потеплении отношений между двумя крупнейшими партнерами в энергетической сфере, ни одному из которых не нужен новый газовый конфликт этой зимой. По большому счету, не нужен он и Украине.
Можно констатировать, что российско-европейские отношения в сфере поставок энергоресурсов явно потеплели, и саммит Россия-ЕС в Стокгольме 18 ноября благодаря этому пройдет в мажорной тональности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции